Урок как основная форма организации

Учебный процесс – это совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени.

Наибольшей единицей учебного процесса является учебный год, а наименьшей единицей – урок.

Урок является основной формой обучения одного того же коллектива учащихся по определенной программе. При правильной организации он обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала.

Урок русского языка призван, в первую очередь, решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника. Кроме того, темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками.

Тема урока определяет его специальные цели, дидактический же материал – упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в стране – определяют общепредметные цели урока.

В содержание урока русского языка входят взаимосвязанные компоненты:

  • знания о языке и речи;
  • языковые средства;
  • речевые умения и навыки;
  • учебные умения и навыки.

Ощутимое воздействие на учащихся оказывает использование различных средств обучения, в том числе иллюстративных, технических, которые их увлекают, создавая разнообразие в проведении урока.

Основные требования к уроку русского языка

Современные требования к уроку русского языка ставят перед учителем много новых задач, одна из которых научить учащихся самостоятельно добывать знания. Уроки русского языка отличаются разнообразием методов, а также инновационных приемов, подчиняющихся общим требованиям.

В целях более эффективного осуществления развития учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и русскому языку, необходимо придавать специальную развивающую направленность и включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Образцы и примеры, используемые на уроке, должны быть ценными в образовательном и воспитательном значении. В учебный процесс по мере необходимости должен быть включен определенный материал: пословицы, поговорки, афоризмы, стихотворения, песни, шутки, рифмовки.

Любознательное, пытливое отношение учеников к урокам русского языка вызывает содержание дидактического материала
(например, рассказы о происхождении слов, орфографии, пунктуации). Вызывают интерес к предмету исторические справки, которыми учитель время от времени оживляет урок. Уроки с преобладающей активностью учителя превращаются в уроки с активностью учащихся, что и составляет смысл учения.

Структура урока русского языка и его организация

Современный урок русского языка может быть разнообразным по структуре. Он является результатом педагогического творчества. Учитель имеет творческую свободу в выборе структуры урока, методов и приемов, а также средств обучения.

Структура урока должна быть гибкой. Как цельное произведение, структура любого урока включает: начало, центральную часть и завершение. Каждая из названных частей имеет свою функцию, отражающую специфику предмета.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся. 

Структура каждого урока в соответствии с логикой его содержания должна быть четкой, со строгим переходом от одной
части урока к другой в зависимости от дидактических целей и закономерностей процесса обучения. Учитель сам решает, в какой последовательности расположить этапы урока.

Таких вариантов множество, и в каждом из них одни и те же внешние элементы урока могут повторяться неоднократно, в
разном порядке, в разном сочетании. Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос). Проверка усвоения теоретических сведений по русскому языку прежде всего предполагает уяснение степени осознанности школьниками изучаемого материала, которая выражается в умении выявить сущность явления, в умении видеть место изучаемого языкового явления среди других явлений – сходных или различных, в умении обнаружить причинно-следственные связи между явлениями, в понимании роли тех или иных явлений в языке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)