Управление запасами

Для большинства компаний инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) представляют крупный актив, поэтому важно, чтобы эти инвестиции оказались эффективными. Оптимальный уровень инвестирования в запасы предполагает, что компания должна располагать запасами, достаточными для удовлетворения потребностей производства и реализации, но в то же время избегать избытка запасов, в которых нет нужды, и наличие которых повышает риск устаревания материалов.

Решить эту проблему позволяет организация на предприятии системы управления запасами. Запасы на предприятии можно разделить на три типа:

  • операционные;
  • страховые;
  • спекулятивные.

Операционные запасы создаются с целью удовлетворения текущих потребностей производства и реализации, то есть когда удовлетворять эти потребности очень быстро без наличия запасов невозможно.

Страховые (резервные) запасы формируются для того, чтобы защититься от неконтролируемого поведения покупателей (поскольку невозможно спрогнозировать количество ежедневных заказов) и задержек в поставке товаров (вследствие невыполнения обязательств поставщиками и транспортными компаниями).

Спекулятивные запасы создаются в случае, когда компания прогнозирует, что в ближайшее время цена на ресурсы возрастет, и надеется сэкономить на разнице цен. При этом предполагается, что разница цен позволит окупить все затраты на хранение и стоимость отвлечения денежных средств из оборота.

При построении модели управления запасами нужно учитывать специфику компании. Уникальность управления запасами каждого предприятия определяется рядом факторов, например количеством необходимого сырья и материалов, условиями поставки и работы с поставщиками, территориальным положением предприятия относительно основных поставщиков и т.д.

Тем не менее, есть некоторые принципы, которыми нужно руководствоваться при создании системы управления запасами.

Процесс управления запасами можно представить в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:

  • определение, чем может управлять компания;
  • выявление релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров;
  • поиск оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.

Многие руководители считают, что можно управлять остатком запасов на складе. Менеджмент компании может влиять на остаток запасов, управляя процессом закупок. Следовательно, можно определить основные параметры управления запасами:

  • размер заказа на закупку товаров (сырья и материалов);
  • время возобновления заказа (параметр, на основании которого принимается решение о размещении новых заказов).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)