Универсальные духовные принципы

Приглашение к увлекательному путешествию

Размышляя над тем материалом, который собираюсь представить, автор открыл много нового для себя. И в сущности это бесконечный процесс. Человек – постоянно изменяющееся существо. В этом смысл человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы устроиться, найдя какую-то зону комфорта, – смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать заложенную в нас способность к постоянным изменениям. И в том, чтобы чётко видеть, куда ведёт меня этот путь.

В отличие от многих проектов на аналогичные темы, этот проект не будет предлагать каких-то быстрых простых рецептов. Скорее, он приглашает к увлекательному путешествию – к поиску себя. Смысл этого проекта в том, каким образом найдя себя, человек понимает, что такое настоящий успех.  Каким образом реализация самого себя – заложенных в нас способностей, возможностей, призвания нашего – помогает человеку почувствовать себя состоявшейся личностью.

«Пути Господни неисповедимы»

 Данный проект основан на двух источниках.  Один – ведические писания, автором которых является Вьясадев, великий мудрец древности (иногда, когда речь идёт об очень древних мудрецах, нам кажется, что это миф, но Вьясадев – признанная историческая персона). 5 тысяч лет назад он записал фундаментальные законы человеческой природы в виде различных священных писаний. И так или иначе, по этим законам мы все живём. Не потому что их записал Вьясадев, – законы эти вечные, – он просто открыл нам доступ к ним. И я буду опираться на материал книг, которые он написал, прежде всего «Махабхарату».

Второй источник неожиданный – это Стивен Кови. Человек вполне современный – точно не мифологический. И собственно проект этот возник из-за того, что читая его книгу, автор поразился удивительным аналогиям между древним ведическим знанием, записанным Вьясадевой 5000 лет тому назад и какими-то вполне современными, очень актуальными вещами, о которых говорит Кови, рекомендуя рецепты успеха. Основная мысль как Стивена Кови (и его замечательной книги «7 навыков высокоэффективных людей») и основная мысль ведических писаний, очень интересна: «Чтобы стать счастливым, чтобы добиться успеха, человек должен поменять себя.  Ключом к успеху является трансформация личности». Стивен Кови, так же как и древние ведические писания, объясняет этот трудный болезненный процесс перемены самого себя.

Знание vs информация. К сожалению, в последнее время распространено заблуждение, касающееся того, что знание представляет собой набор информации.  Ведические же писания утверждают, что знание должно трансформировать человека, преобразить человека изнутри. Представление о том, что знание – это всего лишь навсего некая сумма информации, порождает множество проблем.

Три самые распространённые из них (по мнению современных психологов) состоят в том, что люди нашего времени страдают от:

  • постоянно накапливающегося стресса;
  • чувства внутренней опустошённости и бессмысленности (беспомощности перед проблемами, с которыми они сталкиваются);
  • всё нарастающего одиночества (неспособности строить глубокие осмысленные межличностные отношения).

Современный человек перегружен информацией, которая бомбардирует его со всех сторон и тем самым лишает человека возможности преобразить эту информацию в некое новое качество. В сущности, информация важна, – с информации всё начинается, – но информация важна лишь постольку, поскольку она может перевариться нами в некое новое человеческое качество. И как это сделать, каким образом преобразить себя, с помощью, в том числе, информации – этому и посвящён данный проект.

Зеркало ожиданий других людей. Эрих Фром, знаменитый философ современности, говорит: «Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя.  Знает он лишь того человека, которого ожидают в нём видеть. Человека, чья истинная боль сменилась чувством тупого отчаяния. Об этом человеке можно сказать, что он страдает от утраты непосредственности и индивидуальности», что наталкивает на очень важную мысль или вопрос: «Как отличить моё отражение в социальном зеркале от самого себя? Как не спутать самого себя со своим отражением в зеркале ожиданий других людей

В связи с этим рассмотрим основополагающее понятие ведической культуры -понятие дхармы,  или незыблемых универсальных законов, которые записаны внутри нас. Эти законы не имеют никакого отношения к какой-то конкретной религии -это универсальные законы, которые может принять, признать и почувствовать в себе каждый человек. И Веды утверждают, что если человек знает эти законы, – законы, по которым он сам сотворён и создан, – и следует этим законам, то бонус, который он получает, это удивительная внутренняя устойчивость  (способность преодолевать все препятствия, способность сохранять чувство собственного достоинства и способность сохранять равновесие в любых, самых критических ситуациях).

Дхарма – незыблемый фундамент успеха. Само слово дхарма,  происходящее от санскритского слова дхри,  значит «то, что поддерживает жизнь человека». И это цитата из «Махабхараты» Шрилы Вьясадевы, где говорится: «Дхарма  называется так потому, что поддерживает все живые существа. Поистине дхарма  спасает всех, поэтому можно не сомневаться в том, что настоящая дхарма  это то, что способно защитить живые существа ото всех проблем». Итак, речь идёт о неких универсальных законах.

Любопытно, что там же в «Махабхарате» говорится: йато дхармах тато джайах  – «Там, где дхарма,  там победа и процветание, там успех» (о том же самом пишет г-н Кови в своей книге, когда он говорит, что я пришёл объяснить, что успех надо построить на незыблемом фундаменте).

В связи с этим в Ведах приводится четверичная цель человеческой жизни:

  • дхарма  (соблюдение фундаментальных законов природы);
  • артха  (процветание или успех);
  • кама  (наслаждение);
  • мокша  (освобождение от страданий).

И фундаментом является дхарма  (законы). Законы приводят к успеху, успех приводит к наслаждению и в конце концов человек может получить освобождение от страданий.

Мы также знаем, что есть другое понимание успеха – эфемерный успех  (успех, который можно украсть, как люди думают), успех, который можно быстро получить, – какие-то быстрорастворимые рецепты успеха. Но в конце концов, к сожалению, этот успех разрушает нашу жизнь, разрушает личность и часто делает заложником самого себя. Есть люди, которые как бы достигли успеха, но при этом они по-прежнему несчастны. Поэтому данный проект посвящён именно стойкому успеху.

Урок успеха от Эйнштейна

Ещё один очень важный момент. Любая проблема, с которой мы сталкиваемся в жизни, это урок. И если мы пытаемся решить проблему искусственными методами вне самого себя, значит мы не усвоили урока, а проблема будет в разных видах так или иначе возвращаться к нам. Эйнштейн говорил об этом: «Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, который её породил». А именно этим мы всегда и занимаемся! Тогда как реально проблема означает, что нам нужно поменять своё сознание.

Почему люди не делают этого – тоже понятно. Потому что поменять себя сложно. К тому же, у нас зачастую нет подходящих для этого инструментов. Поэтому часто люди решают идти путём наименьшего сопротивления – ограничиваются «косметическими приёмами», не затрагивающими глубин личности. Но в конце концов, косметика косметикой и остаётся, – лицо-то останется тем же самым. Косметика в конце концов спадёт.

Позитивная ментальная установка. Как правило, именно в последнее время распространены такого рода тренинги и семинары – они предлагают дешёвые рецепты, самый распространённый из которых, – позитивная ментальная установка:  «Просто притворись, что проблемы нет. Всё хорошо, у тебя всё хорошо. Keep smiling». Это хорошо, – позитивная ментальная установка хорошо, – но проблемы она не решает. И прежде всего, она не устраняет причины, породившей проблему -внутренней причины в нас. Есть множество семинаров, объясняющих разные техники влияния на людей: как смотреть, как улыбаться, что делать, как завоёвывать друзей и т.д. Всё это косметика, не приводящая ни к чему хорошему, а лишь к неминуемой опустошённости.

У автора есть опыт этого: когда пытаешься решить проблему на уровне приёма. Сталкиваешься с чем-то, с реальной проблемой, и понимаешь, до какой-то степени природу проблемы, но пытаешься её решить, не затрагивая самого себя. В результате появляется отвратительное внутреннее чувство, чувство обмана. Чувствуешь себя обманщиком, притворщиком.

Поэтому основной призыв данного проекта – не поддаваться на соблазн дешёвых рецептов.  Как бы сложно ни было, нужно попытаться, как говорил Генри Девид Торо, «подрубить древо зла под корень». И он говорил, что редкие смелые люди соглашаются на это: «На тысячу обрывающих листья с древа зла, находится лишь один, рубящий его под корень ». Очень редко у человека хватает смелости понять «корень зла», – откуда растёт это древо зла. Люди предпочитают какие-то полумеры, но полумеры никого счастливыми не сделают.

Красные червы, чёрные пики. Почему мы не можем себя поменять?  Потому что у нас есть один-единственный инструмент, с помощью которого мы можем себя менять – наш собственный ум. И если мы посмотрим йогу,  если мы посмотрим «Бхагавад-гиту» или другие ведические писания, – все они имеют дело с этой проблемой ума. В «Гите», например, говорится: «Ум может быть вашим злейшим врагом. Ум может быть вашим лучшим другом».

Рецепт перемены на самом деле не такой уж сложный. Чтобы поменяться, человеку нужно попытаться со стороны оценить свою парадигму, и при необходимости поменять её (если он не способен на это, – а есть люди очень мало способные к интроспекции, – ему практически невозможно будет поменяться). Когда парадигма меняется, поведение меняется само собой.  Мы же, в 99,9% случаев не отдаём себе отчёта в том, что видим мир не таким, какой он есть, – мы видим мир сквозь нашу ментальную призму,  но нам кажется, что мы видим объективную реальность. Человек, пытающийся косметическим образом поменять своё поведение, во-первых, сталкивается со множеством сложностей, а во-вторых, это не приносит ему желаемого удовлетворения. Но стоит нам поменять взгляд на мир – поведение меняется само собой.

Поэтому нам нужно осознать свою обусловленность.  В ведических писаниях говорится, что живое существо обусловлено – мы реагируем на мир в соответствии с нашим прошлым опытом: не так, как нужно, не так, как велят какие-то фундаментальные законы, заложенные в нас, а так, как мы привыкли. И что любопытно, ведический санскритский глагол вид  одновременно значит «видеть» и «знать». Я знаю что-то, у меня есть какой-то опыт прошлый, и этот прошлый опыт становится призмой моей. Я смотрю на мир сквозь призму прошлого опыта, не отдавая себе до конца отчёта в том, насколько прошлый опыт трансформирует моё видение реальности.  Мне кажется, что я объективно смотрю на мир – на самом же деле это не так. Есть очень знаменитая санскритская поговорка: атмаван манйате джагат, – «Ты видишь мир такой, какой ты». В сущности, человек видит мир не таким, какой он есть, а таким, какой он есть  – мы видим мир таким, каковы мы сами. Нам очень сложно до конца отдать себе отчёт в том, насколько наше видение запрограммировано предыдущим опытом.

Кто виноват и что делать. Каждый человек в этом мире считает себя правым, и эта правота есть ни что иное, как констатация того факта, что мы считаем свою ментальную призму единственно правильной.  Но к сожалению, далеко не всегда эти программы, вложенные в нас, правильные. Далеко не всегда они могут привести нас к успеху.

Г-н Кови говорит очень важную вещь. Он говорит, что та парадигма, которая у нас есть, – это карта. Пытаясь найти путь в лабиринтах этого мира, мы уже имеем определённую карту. И очень важно, чтобы карта эта была правильной. Поэтому первый шаг к трансформации, – первый шаг к самоизменению – это попытка оценить свои парадигмы (карты которыми мы пользуемся): чем я руководствуюсь, живя в этом мире. Каждый может сделать это (у нас есть необходимый для этого инструмент – разум). И только сделав это, можно по-настоящему открыться к обретению нового опыта.

У нас есть некие механизмы стабильности – сопротивление изменению. И нельзя сказать, что они не нужны, – они нужны обязательно. Человек не может постоянно произвольно меняться, поддаваться всем внешним влияниям. Сила, которая препятствует изменению человека, это «эго» (моё «я»). Это «я» всегда очень крепкое – это некая броня, оболочка: «Я прав. Я самый лучший. Я сам знаю. Отстаньте от меня, не лезьте ко мне с вашими советами» – это всё разные формы проявления нашего эго, или аханкары.  По-другому она называется гордыней. Гордыня, эго, аханкара  (на санскрите) – это то, что мешает изменениям, то, что поддерживает некий статус кво, какое-то стабильное состояние наше внутреннее. И оно полезно до поры до времени – до тех пор, пока мы не столкнулись с необходимостью изменяться.

Могущественный импульс к изменению

Я хотел, чтобы мы немножко с вами вместе подумали над тем, что было сказано  выше. Это будет частью нашего освоения материала. Давайте вспомним ключевые моменты нашей жизни, когда что-то коренным образом менялось в ней. Это может быть смерть близкого человека, это может быть известие о болезни, это может быть ещё какой-то кризис, может быть разрыв каких-то отношений, которые были дороги нам. Любая такая ситуация содержит в себе очень могущественный импульс к изменению, которым, к сожалению, мы не всегда пользуемся.

Давайте вспомним такие моменты в своей жизни, – моменты, которые призывали нас измениться, и мы либо менялись, либо нет. Либо менялся наш взгляд на мир, на жизнь и на самого себя и что-то сдвигалось, – либо всё оставалось на своих местах, и мы просто как-то заштопывали эту рану. Уделите этим размышлениям несколько минут, а затем продолжите чтение.

Формула трёх «С». Я сознательно попросил вас вернуться к каким-то критическим моментам жизни. Потому что они содержат в себе могущественный импульс к изменениям, которым мы не всегда пользуемся. Мы не пользуемся этой энергией часто, потому что не знаем действительно, как поменять себя. Мне хотелось привести формулу изменения, – формулу трёх «С», которую я взял из «Бхагавад-гиты» (являющейся частью «Махабхараты»).

Первая «С»,  первое условие, которое человек должен исполнить, чтобы измениться, – это смирение: способность поставить под сомнение свою непререкаемую правоту. И мы знаем, что это часто бывает с нами, именно когда происходит какая-то драма (когда разрываются отношения или ещё что-то) – первое чувство, это некое чувство смирения. И смирение значит открытость. Лао-цзы говорил, что способность к переменам начинается со смирения.  Смирение значит мягкость внутренняя. Смирение не значит какая-то забитость – смирение значит отказ от своей жёсткости и гордыни. Какой-то первый шаг наш – открытость к переменам внутренним. «Мне нужно это сделать» – это значит реально, что я не прав. Я признаю, что может быть что-то я делаю не так. Как правило, я всё делаю правильно, но возможно сейчас я что-то делаю не так.

У меня был один друг замечательный совершенно. И он говорил: «Я не знаю, как все остальные, но я всегда прав». И он говорил это с такой детской непосредственностью, что я просто ничего возразить не мог на это. На это просто в принципе ничего невозможно возразить. Но это называется гордыней. И человек, который всегда прав, никогда не сможет измениться.

Следующая «С»,  которая помогает человеку поменяться – это слушание. Обретая смирение (внутренний поиск того, что что-то я делаю не так), человек становится восприимчивым слушателем. На самом деле в этом мире Бог-творец, создатель этого мира, постоянно разговаривает с нами. Он говорит с нами через события этой жизни, через других людей, изнутри (из сердца). Он говорит с нами через священные писания, которые остались. И смирение позволяет человеку не просто послушать, но услышать.

Я уверен, с каждым такое бывало: мы что-то слушали, и всё пролетало мимо. Но в какие-то моменты вдруг те же самые слова, которые мы уже слышали, вдруг открывали бездну смысла внутри. И мы вдруг понимали, что нам нужно делать. Так вот, эти моменты – это те самые моменты, когда мы снимали защиту внешнюю (в виде гордыни, в виде эго), открывались навстречу этой истине, которую нам Бог хочет сказать. И в этот момент мы можем что-то услышать – то, что нам хотят сказать. И это может поменять нашу парадигму.

И наконец, третье условие:  человек должен что-то делать. Нам мало быть смиренным, нам мало услышать, – нам нужно обязательно начать что-то делать. В Ведах всегда говорится, что человек не просто должен быть теоретиком. Там всегда говорится: «Есть садхана». И слово садхана – это третье «С». Садхана  значит практика, которая должна привести человека к цели определённой. Если человек ничего не делает, – если он ничего не меняет в своей жизни, если он не пытается осмысленно как-то идти, – то в общем-то ничего в его жизни не поменяется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)