Понятие творческие задания

Творческие (проблемные) задания в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда бесчисленное множество) “правильных ответов”. Часто “правильный ответ” неизвестен и препода­вателю.

Примерами таких заданий могут служить: составление документа (письма, искового заявления, жалобы), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного спе­циалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее будущую профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов.

Начиная работать с проблемными заданиями, следует посте­пенно переходить от простых упражнений (например, сделать под­борку газетных материалов, публикация которых могла бы повлечь предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репу­тации) к более сложным заданиям (например, составить исковое заявление, проанализировать и улучшить документ, составленный коллегами по группе, принять участие в ролевой игре по допросу свидетеля, эксперта, затем в полномасштабном учебном судебном процессе, составить кассационную жалобу, наконец, самому раз­работать план и материалы учебного суда по аналогичному делу).

Работа в малых группах. Работа в малых группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, меж­личностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникаю­щих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда необходимо решить проблему, с которой тяжело справиться ин­дивидуально, когда имеется информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

К групповой работе следует приучаться постепенно и начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5-7 человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников. Но также повышается вероятность неконструктивного поведения, дезорганизации, конфликта.

Чем больше группа, тем больше умения требуется от участников, чтобы каждому была дана возможность высказаться. И чем меньше времени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть размер группы. Вместе с тем чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы.

В группах из двух человек высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения напряженности. В случае несогласия участников обсуждение может зайти в тупик, так как в такой группе не найдется ни союзника, ни арбитра.

В группе из трех человек есть опасность подавления более сла­бого члена группы. Тем не менее группы из трех человек являют­ся наиболее стабильными, участники в них могут вставать на сто­рону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, в таких группах легче улаживаются разногласия.

Вообще в группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. При не­четном составе группы можно выйти из тупика путем уступки мнению большинства.

В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве в одиночку. В такой группе достаточно много участников для выработки различных мнений и продуктивного обмена информацией. В то же время у каждого имеется возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому.

При работе в малой группе из пяти человек участники могут выполнять следующие роли:

  • ведущего (посредник – организатор работы группы, фасилитатор);
  • секретаря (записывает результаты работы);
  • докладчика (представляет результаты работы группы другим группам);
  • наблюдателя (о роли наблюдателя см. ниже);
  • хронометриста (следит за временем, отпущенным на группо­вую работу).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли. Рекомендуется объединять в одной группе участников с раз­ным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом и культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, поэтому проблема мо­жет быть рассмотрена с разных сторон.

Существует много способов распределения по группам:

  • можно заранее составить списки групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы;
  • можно попросить всех участников рассчитаться “на первый-второй-третий…” по числу групп. После расчета первые номера образуют первую группу, вторые – вторую и т.д. Это наиболее простой способ произвольного распределения;
  • еще один способ – распределение в зависимости от позиции по обсуждаемой проблеме. Например, при анализе и оценке ситуации с признаками этического нарушения можно выяснить первоначальное мнение участников и соответственно разделить на группы: первая группа – это те, кто видит нарушение, вторая группа – те, кто не видит нарушения, третья группа – те, кто не может определиться;
  • наконец, кажущийся самым простым способ – распределение по желанию участников. Например, при выработке по­зиции по делу можно спросить, кто хочет разрабатывать позицию обвинения, а кто – защиты. Но в данном случае есть опасность, что группы будут слишком неравномерными.

Полезно сохранять стабильный состав группы достаточно дол­го, чтобы участники могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их. Одним из ва­риантов работы в малых группах над сложными, “комплексны­ми” проблемами является технология “мозаики”: каждый участник малой группы (она называется “домашней” группой) становится “экспертом” по отдельному вопросу.

После короткого первоначального обсуждения проблемы в целом все участники образуют новые “экспертные” группы. В этих группах обсуждаются отдельные конкретные задачи, на которые распадается первоначальная проблема. Например, при работе над казусом уголовно-правового характера могут работать четыре экспертные группы, каждая из которых будет анализировать один из четырех элементов со­става преступления. Но можно создать еще одну или две группы, например, для установления смягчающих и отягчающих обстоя­тельств. Для принятия окончательного решения “эксперты” сно­ва собираются в “домашние” группы.

Участники постепенно будут осознавать, какие умения необходимы для работы в небольшой группе. Чтобы помочь друг дру­гу приобрести эти навыки, стоит выбрать “наблюдателей”, которые будут анализировать индивидуальное поведение членов группы, определять, как члены группы справляются с возникаю­щими по ходу работы проблемами.

Наблюдатели должны обращать внимание на следующие ас­пекты:

  • уважение к правам и мнениям других людей: каждый ли член группы имеет равную возможность высказаться?
  • готовность к компромиссу и сотрудничеству: есть ли в группе люди, которые стараются любыми способами навязать свою точку зрения другим?
  • поддержка других людей: оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция им близка?
  • готовность слушать: говорят ли члены группы сами больше, чем прислушиваются к словам других?
  • конфликт: если возникает конфликт мнений, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Выносят ли они вызвавшие разногласия вопросы на открытое обсуждение?
  • коммуникативные навыки: смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли уточняющие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника, соблюдают ли правила вежливости?

В последующих главах приводятся специальные формы с указанными вопросами, ответы на которые наблюдатели записывают по ходу работы группы. После окончания групповой работы ее результаты должны быть представлены другим группам (при этом можно использовать плакаты, схемы, таблицы и т.п.).

Важно выяснить при этом следу­ющие вопросы: Чем обосновано такое решение группы? Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к общему согласию? Представители других групп также могут задавать вопросы. Можно сравнить стиль работы разных групп, проанализировать, как он повлиял на эффективность работы, обсудить значение правил работы в группе.

Приглашение специалистов. Специалистами в данном случае считаются представители раз­личных профессий, связанных с темами занятий: судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые… В качестве своеобразных специалистов могут выступать и граждане, ранее обращавшиеся за юридической помощью или самостоятельно ре­шавшие свои правовые проблемы, даже бывшие обвиняемые и осужденные. Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов общественных организаций.

Приглашенные специалисты могут стать активными участниками любых интерактивных занятий – дискуссий, анализа казу­сов, ролевых игр, социальных проектов…

Полезность приглашения специалиста очевидна – кто лучше практика сможет прокомментировать практические действия начинающего юриста, поделиться опытом практической деятельно­сти, помочь отработать практические навыки?

Социальные проекты. В рамках социальных проектов начинающие юристы занимают­ся практической деятельностью, которая приносит реальный социально-значимый эффект. Социальные проекты позволяют сразу же применять полученные знания и навыки, изучать реальные общественные отношения, наблюдать и оценивать практический результат своих действий, приобретать опыт позитивного участия в решении общих дел. Социальный проект может быть реа­лизован в рамках вуза, населенного пункта, региона, всей России, он может быть и международным.

Открытие общественной приемной или иной вид работы с нуждающимися в юридической помощи людьми в рамках програм­мы юридической клиники – один из наиболее эффективных в образовательном и социальном плане проектов.

В ряду социальных проектов можно выделить работу со сред­ствами массовой информации. Студенты-юристы могут писать статьи и готовить репортажи обо всех событиях, связанных с хо­дом программы обучения и практики, проведением любых соци­альных проектов.

Очень сильный обучающий эффект дает подготовка публика­ций о делах, проведенных самими начинающими юристами (консультация, выступление в суде, участие в законотворческой дея­тельности). Используя радиопередачи, телевидение, газеты, Интернет, можно организовать правовое просвещение населения, а также оказание юридической помощи в виде ответов на конк­ретные вопросы, с которыми обращаются граждане в СМИ.

Своеобразным социальным проектом может явиться организация и проведение различных соревнований, конкурсов, олимпиад, в том числе по профессиональному мастерству. Соревнования могут быть организованы внутри групп, между учебными группами, между факультетами города, региона и проходить в форме дебатов, учеб­ных судов (с имитацией всей процедуры слушаний или только ее части, например, выступления в прениях сторон), учебных медиа­ций, интеллектуальных игр, презентаций социальных проектов и т.п. Инициаторами и организаторами таких конкурсов могут быть сами студенты, которые наверняка будут поддержаны преподавателями, администраторами вузов, практикующими юристами из государственных органов и коллегий адвокатов.

Интерактивное выступление. Публичные выступления – это не только часть профессиональной деятельности большинства юристов, выступающих в судах, в ходе общественных слушаний или на собрании акционеров. Наша общественная жизнь наполнена публичными выступлениями пре­подавателей перед школьниками или студентами, школьников и студентов в учебной аудитории, политиков в законодательных органах, телеведущих на экране телевидения. Даже дома – вдали от публичной жизни – мы часто читаем друг другу “лекции” на разные темы.

Традиционное выступление представляется нам монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ора­торов во все времена признавались произведениями искусства.

Но профессиональной задачей юриста является все же не де­монстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата, например:

  • убедить суд в правильности своей позиции по поводу виновности обвиняемого,
  • проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках законопроекта,
  • объяснить акционерам суть предусмотренных корпоративным правом процедур и т.п.

Таким образом, результатом выступления юриста будет реше­ние слушателей (судей, депутатов, акционеров…). Принимая ре­шение, они отвечают юристу, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами.

В профессиональной деятельности юриста выступление ни­когда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Юрист всегда работает в режиме диалога, рассчитывая на восприятие информации собеседником (кли­ентом, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом).

Напомним в связи с этим, что на схеме “пирамида обучения” мы показали, что “средний” студент “услышит и усвоит” только 5% сообщенного “средним” лектором. К сожалению, не все из нас являются блестящими ораторами, способными резко повысить процент усвоения информации, и аудитория не всегда отличается по своему восприятию в лучшую сторону от “среднего” студента.

И преподаватель, и студент, выступающие в аудитории, и юрист-практик могут усилить эффективность своего выступления, сделав его более интерактивным по сравнению с традиционным монологом (конечно, не следует забывать о соблюдении правил, установленных для выступлений, но даже в судебных прениях могут быть использованы отдельные интерактивные элементы).

Вы можете включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе не­ожиданные, и таким образом вызвать интерес и привлечь внимание слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы, что­бы подчеркнуть верность вашей позиции или продемонстрировать разнообразие мнений по проблеме.

Вы можете прокомментировать некоторые ответы немедленно или далее, по ходу выступления. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Можно оттолкнуться от ответов, чтобы перейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму.

В ходе выступления можно провести ролевую игру. Она по­зволит наглядно проиллюстрировать содержание речи, убедить в точности ваших аргументов. Для проведения ролевой игры вы можете пригласить заранее подготовленных ассистентов или при­бегнуть к помощи кого-то из слушателей.

Интересно
В некоторых случаях, особенно если ваше выступление состоит из нескольких отдельных “фрагментов” или предполагается, что оно будет очень продолжительным, можно разделить его между двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слушателей и позволит каждому оратору максимально сосредоточиться на своей части выступления.

В рамках собственного выступления можно предоставить слово приглашенному специалисту для краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование.

Наглядные пособия. Качество выступления резко повышается при использовании на­глядных пособий. В качестве таких пособий могут быть использованы схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. Здесь действует принцип “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Впрочем, в качестве наглядных пособий могут выс­тупать и аудиозаписи.

Часто бывает полезно, чтобы перед глаза­ми слушателей постоянно находились план вашего выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов. Это послужит вам свое­образной подсказкой, исключит “заглядывание в бумажку” и в то же время усилит контакт со слушателями – они вместе с вами будут следить за выполнением плана. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы вами по ходу выступления. Но необходимо заранее продумать, когда и с помощью каких технических средств вы будете демонстрировать то или иное пособие.

Любой текст, изображение могут быть просто продемонстрированы, воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на экране с помощью проектора и т.п. Важно подготовить помещение, чтобы наглядные пособия были доступны всем слушателям.

При использовании наглядных пособий необходимо подготовиться к их комментированию, в том числе к ответам на вопросы о происхождении этих пособий, об источниках информации. Следует подумать о целесообразности демонстрации каждого нагляд­ного пособия, возможной реакции аудитории, чтобы ваши слушатели, с одной стороны, не представили себя зрителями в цирке, где вы фокусник, достающий из рукава все новые предметы, а с другой стороны, не увлеклись незапланированным переписыванием текстов с плакатов, не давая вам возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на ваше выс­тупление, а не наоборот.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)