Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России является составной частью общей государственной социально-экономической политики и представлена совокупностью политических, правовых, социальных, экономических, информационных, образовательных, консультационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Можно выделить восемь основных целей государственной политики в области развития МСП:

  • обеспечение благоприятных условий для развития МСП,
  • обеспечение занятости и развития самозанятости среди населения регионов,
  • увеличение количества субъектов занятых в МСП,
  • формирование конкурентной среды среди участников,
  • обеспечение конкурентоспособности,
  • продвижение результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств,
  • увеличение объемов работ или услуг производимых субъектами МСП в общем объёме валового внутреннего продукта,
  • рост доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах для уплаты в региональные бюджеты.

История становления структуры в РФ, которая была уполномочена осуществлять правовое нормативное регулирование МСП, можно считать с 1995 года. Именно в октябре 1995 года в структуре органов исполнительной власти создается Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. С 1999 года по 2004 год функции по правовому нормативному регулированию МСП переданы Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Интересно
С 2004 года правовое регулирование передается уже в Министерство экономического развития Российской Федерации и его структурное подразделение Департамент государственного регулирования в экономике. На него возлагаются функции по осуществлению подготовки предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.

Затем приказом от 9 июля 2009 года Минэкономразвития России № 265 «Об утверждении структуры Министерства экономического развития Российской Федерации» в структуре Министерства образован Департамент развития малого и среднего предпринимательства.

В составе Департамента сформировано шесть отделов:

  • отдел государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства предпринимательской деятельности;
  • отдел регулирования малого и среднего бизнеса;
  • отдел отраслевых программ развития малого и среднего предпринимательства;
  • отдел программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • отдел развития кредитования и микрофинансирования малого и среднего бизнеса;
  • отдел международного сотрудничества по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Департамент занимается подготовкой концепций государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности, рассматривает вопросы разработки и реализации федеральной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, иных форм и видов поддержки указанных субъектов, развитие предпринимательской деятельности. Занимается подготовкой предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, государственного контроля (надзора). Осуществляет лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и саморегулирования субъектов предпринимательской деятельности для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Также 18 мая 2009 года принята на заседании Правительства Российской Федерации Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации». Она была утверждена в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663р.

Стратегическое развитие МСП рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, в связи, с чем выделили две цели реализации проекта:

  • Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.
  • Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

На выполнение этих целей были направлены 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть – 10 задач и 55 мероприятий носят общеотраслевой характер и полностью соответствуют полномочиям Минэкономразвития России. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 года.

В конце 2016 года утверждена новая редакция правил предоставления и распределения данных субсидий. Сегодня в рамках программы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания. Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.

В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах, которая включает в себя:

  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
  • микрокредитные организации;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • центры инноваций социальной сферы;
  • центры кластерного развития;
  • региональные центры инжиниринга;
  • центры прототипирования;
  • центры сертификации, стандартизации и испытаний;
  • центры народно-художественного промысла;
  • центры поддержки экспорта;
  • многофункциональные центры для бизнеса;
  • промышленные, индустриальные, агропромышленные парки;
  • технопарки;
  • частные промышленные парки;
  • бизнес-инкубаторы.

Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества. Реализация части «прямых» мер господдержки предусмотрена в рамках программ развития МСП монопрофильных муниципальных образований. Так, при реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, предоставляются субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)