Тренинг для обучения и организационного развития

Среди методов, активизирующих занятия или организационно развивающих персонал, немаловажное место занимает интерактивная технология социально-психологического тренинга (СПТ) и психологического видеотренинга. Основная задача социально-психологического тренинга пони-мается специалистами как формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств индивида и формирования социальных умений и навыков.

При использовании в процессе обучения психотехнологий тренинга обычно предусматривается столкновение участников с ситуациями, релевантными возникающим в процессе их реальной профессиональной деятельности, но не разрешаемыми на основе использования стандартных, традиционно применяемых техник и тактик поведения.

Ситуации, характеризующиеся наличием момента новизны и неожиданности для участников, не поддающиеся стандартизированной формализации, подводящей их под ранее усвоенные категории, а также содержащие в себе момент конфликтности, противостояния различных интересов и моральных позиций требуют от обучаемых руководителей и специалистов нестандартного подхода к их разрешению, переосмысления опыта и техник поведения, имеющихся в их арсенале.

Важная особенность тренинга – его направленность на активное овладение участниками социально-психологическими и психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, а также приемами диагностики и психологического консультирования. Активизирующий эффект тренинга обусловлен созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей участникам группы понимание того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения.

Слушатели становятся очевидцами того, как и каким образом каждый из участников влияет на других, какова при этом роль совместной деятельности и ее содержание, как ситуация в целом (то есть динамика взаимоотношений и действий) управляет поведением отдельных участников и всей группы.

Известные разработчики отечественной теории и практики тренинга Ю.Н. Емельянов и Е.С. Кузьмин объединяют применяемые в СПТ активные групповые методы в три основных блока:

1. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.).

2. Игровые методы: а) дидактические, имитационные и творческие игры, в том чис ле деловые (управленческие); б) ролевые игры (интонационно-речевой и видеотренинг, игро вая психотерапия, психодраматическая коррекция); в) мозговой штурм; г) контригра (трансактный метод осознания коммуникативно го поведения).

3. Сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии к объектам интерперсонального поля). Практически из всех технологий, используемых на тренинге, профилирующей является дискуссия.

Для дискуссионного метода характерно приобщение участников к демократическому образу поведения, обучение психотерапевтической разрядке групповой напряженности, стимуляция глубинных ассоциаций, анализ конкретных ситуаций морального выбора, позволяющий диагностировать новое качество ценностных характеристик руководителей и специалистов, участвующих в тренинге.

Дискуссия, как метод тренинга, специфична, так как имеет тенденцию ограничиваться лишь одним аспектом проблемы или одним вопросом и строится в определенном порядке. Для того чтобы дискуссия не превращалась в дебаты или жесткую полемику, ее организатору важно стремиться достичь общих целей, а для этого выслушивать каждого и демонстрировать уважение к взглядам всех участников тренинга.

Продуктивность дискуссии зависит также от уровня компетенции участников тренинга. Она может быть приобретена через лекцию до начала тренинга, или из инструкций, относящихся к опыту, или из информации, изложенной в программе обучения.

Руководитель тренинга должен иметь примерный план будущей дискуссии, который может включать:

=> знакомство с темой и связанными с ней людьми;

=> определение временных рамок дискуссии;

=> установление областей или вопросов обсуждения;

=э формулировку намерений и ожиданий от обсуждения;

=> подготовку ряда вопросов, стимулирующих активность и вовлекающих участников в разговор;

=> создание доброжелательной, неформальной обстановки;

=> подготовку пространственной среды (коммуникативного поля), чтобы поддерживать визуальный контакт между всеми участниками.

Если дискуссия идет по планируемому сценарию, то она, как правило, обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, дает шанс участникам тренинга проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию через публичное осмысление.

Однако, если руководитель тренинга перестает контролировать ситуацию, то дискуссия может легко отклониться от заданной проблемы. Кроме того, слабая компетентность участников влияет на качество обсуждаемой информации, минимизирует спектр мнений и убеждений.

Проблема выбора метода, при помощи которого будет осуществляться тренинг – одна из основных, возникающих при подготовке. Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы и в течение какого периода времени достигнутые результаты тренинга будут сохраняться после ее завершения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)