Транспортная логистика в туризме

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и являющаяся одной из главных движущих сил современного туристского рынка. Значительная часть логистических операций в туризме осуществляется с применением различных транспортных средств. С развитием человеческой цивилизации появились первые виды транспорта, такие как сухопутный (гужевой) и водный (речной, позже морской).

В XIX в. возник железнодорожный транспорт, а в XX в. – автомобильный и авиационный. В настоящее время основные виды транспорта в туризме – воздушный, автомобильный и автобусный, железнодорожный, морской и речной.

При этом с транспортом связано именно возникновения организованного туризма как отдельной сферы человеческой деятельности. Первым специалистом туристского дела считают англичанина Томаса Кука. В 1843 г. он организовал первый экскурсионный железнодорожный тур, в которой участвовали 570 членов общества за здоровый образ жизни (трезвости).

С 1847 г. предприятие, созданное Т. Куком, начало организовывать зарубежные поездки, сначала во Францию, а позже – в другие европейские страны. Поэтому первые шаги в развитии туризма были связаны с железнодорожным и морским транспортом.

В настоящее время транспортные системы разных стран мира имеют свои особенности, учитывая такие факторы, как географическое положение, природно-ресурсный потенциал, рельеф, климат, ландшафт и т. д. Поэтому каждая страна имеет свою структуру транспортного комплекса. Например, равнинные страны, прежде всего, развивают железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Если в стране много рек и озер, активно функционирует речной транспорт.

Страны, имеющие выход к морям и океанам используют морской транспорт. Горные страны и страны с большой площадью территории активно развивают воздушный транспорт.

Эти характеристики влияют на туризм, особенно международный, который как раньше, так и сейчас без транспорта практически невозможен. В свою очередь, развитие туризма требует развития транспорта. Транспортные путешествия разделяют по ряду признаков: типом маршрута; видом используемого транспорта; сезонностью функционирования; продолжительностью путешествия и др.

В соответствии с Рекомендациям по статистике туризма, разработанными ЮНВТО, предлагается следующая классификация средств транспорта:

  • воздушный транспорт: рейсы по расписанию, рейсы без расписания, прочие воздушные перевозки;
  • водный транспорт: пассажирские линии и паромы, круизы и др.;
  • сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт, междугородные и городские автобусы; частные авто (вместимость до 8 человек); прокат автотранспортных средств, прочие сухопутные транспортные
    средства.

Около 90 % общего объема транспортных путешествий составляют автобусные, авиационные и железнодорожные. Автобус и автомобиль – наиболее мобильные виды транспорта. Они используются как на самостоятельном маршруте, так и в качестве вспомогательного (трансфер) транспорта по доставке туристов из аэропорта или вокзала в гостиницу и обратно. Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Прежде всего, это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер – перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте.

В настоящее время в зависимости от срока и расстояния поездки доля транспортной составляющей в цене тура составляет от 20 до 60 %.

В процессе планирования путешествия турист учитывает такие факторы, как скорость прибытия до нужного места, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки во время движения, условия питания, уровень шума и вибрации, условия для сна и отдыха, возможность детального осмотра во время поездки, экологические факторы и безопасность. По приоритетам эти требования разделяют следующим образом: безопасность путешествия; стоимость и наличие различных льгот; комфортабельность; скорость прибытия.

Интересно
Однако ни одно транспортное средство не может удовлетворить всем требованиям туриста и турфирмы. Например, высокой пассажировместимости и комфорту поездки на морских и речных судах противопоставляют их невысокую мобильность и скорость движения.

В транспортной логистике туризма определяют следующие понятия: Gateway («входные ворота») – многоотраслевой транспортный центр, через который осуществляется основной въезд туристов в страну. Например, для России – это Москва (Шереметьево-2) и Санкт-Петербург (Пулково), для Великобритании – Лондон (аэропорты Хитроу и Гэтвик), для Франции – Париж (аэропорты Орли и Шарль де Голль) и т. д. Open jaw («открытая челюсть») – тур, который начинается с одного города страны, а заканчивается другим городом, откуда туристы уезжают на родину, например, «Санкт-Петербург – Москва – Сочи» или «Нью-Йорк – Сан-Франциско – Лос-Анджелес» и т. п

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)