Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов и результаты факторного анализа

В условиях глобализации экономики, интеграции, быстрого развития коммуникации, с одной стороны, и увеличения количества и интенсивности агрессивных проявлений при разрешении разногласий, с другой стороны, становится необходимым укоренение в нашей культуре идей толерантного мышления, предполагающего уважение, принятие, понимание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

На первый план выходит проблема формирования толерантных установок и моделей поведения, позволяющих личности эффективнее решать возникающие жизненные проблемы, успешнее взаимодействовать с другими людьми, сохранять внутреннее равновесие, строить более гармоничные отношения с собой и миром в процессе личностного роста, развития своего потенциала.

Образовательное пространство вуза может стать площадкой для овладения новыми моделями социального поведения. Это обусловлено тем, что студенческий возраст является важным периодом в психосоциальном развитии человека, связанным с формированием системы ценностей по отношению к себе, другим людям, миру в целом. И в рамках университетского образования важно создавать условия для формирования в сознании студентов установок ценностного толерантного отношения к другим людям и жизни вообще.

Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет единого, универсального, признанного всеми, определения толерантности, четких классификаций видов и уровней толерантности, а также их критериев, однозначного понимания механизмов формирования толерантных установок в сознании.

Работ по исследованию психологических механизмов формирования толерантности, изучению толерантности как целостного феномена в отечественной психологии немного, данная проблема недостаточно разработана, а существующие теоретические модели нуждаются в подтверждении на основе эмпирических исследований.

Анализ предлагаемых дефиниций феномена толерантности позволяет выделить несколько граней, очерчивающих понятие толерантности. В общефилософском и социокультурном контексте толерантность – свойство мышления, предполагающее осознание того, что мир многомерен, а взгляды на мир различны (Н. В. Круглова, Г. Олпорт, В. М. Золотухин). С позиции социально – психологического понимания проблемы, толерантность – способность устанавливать контакты с людьми, отличающимися от нас, независимо от их этнической, национальной или культурной принадлежности (Д. В. Зиновьев, П. Кинг, Е. Г. Луковицкая, B. Тишков).

Интересно
В рамках анализа процесса межличностного общения – это возможность услышать другого, понять иного; готовность к пониманию и вступлению в диалог с человеком, вызывающим негативную реакцию; уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога (Г. А. Асмолов, С. Л. Братченко, Г. С. Кожухарь, В. А. Лекторский, Г. У Солдатова). Многие авторы рассматривают толерантность как устойчивость к стрессам, ситуациям неопределенности, конфликтам (Г. А. Асмолов, Г. У. Солдатова, С. Л. Братченко, С.С. Степанов, Д. Бродский, Л.А. Шайгерова).

В контексте настоящей работы толерантность в широком смысле понимается как позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними. Это определение описывает толерантность и как свойство личности, и как феномен общественного сознания.

В рамках данного исследования толерантность рассматривается в пространстве индивидуально-психологических особенностей.

Нам представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции Г. У Солдатовой. Поэтому при исследовании личностной, диспозиционной толерантности, она будет пониматься как интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Такое определение предполагает рассмотрение толерантности в широком диапазоне: от её понимания как нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственного  императива личности.

Рассматривая толерантность как многомерный, многоуровневый феномен, пронизывающий все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, мы считаем, что изучение психологических механизмов формирования толерантности невозможно без исследования взаимосвязей данного явления с другими психологическими измерениями личности, что поможет составить научное представление о целостной природе феномена толерантности. В качестве таких измерений могут выступать эмпатия, знание о себе и отношение к себе, специфика локуса контроля, особенности поведения в ситуациях социальной фрустрации.

Данное предположение основано на высказываниях ряда авторов, которые, рассматривая толерантность как многомерный феномен, на теоретическом уровне описывают взаимосвязи толерантности с разными личностными характеристиками (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, И. Б. Гриншпун, Г. С. Кожухарь, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт, Г. У Солдатова, И. П. Шкуратова и др.). Однако эмпирических исследований, направленных на изучение связей толерантности с другими личностными особенностями, позволяющих составить более полное научное представление о целостной природе явления толерантности, недостаточно.

В целом можно констатировать, что почти все исследователи феномена толерантности, например, рассматривают толерантность как интегральное, многомерное явление, при анализе которого необходимо учитывать междисциплинарный статус проблемы толерантности, взаимовлияние внешних и внутренних факторов, способствующих или препятствующих проявлению толерантности.

Тогда в фокусе нашего исследования оказываются толерантные установки в сознании студентов вуза. А предметную область будут составлять взаимосвязи между толерантными или не толерантными моделями поведения и такими личностными характеристиками как способность к децентрации, эмпатии, уровню субъективного контроля, способам поведения в различных ситуациях социальной фрустрации.

Целью работы стало определение структуры взаимосвязей толерантности с вышеперечисленными личностными составляющими.

Особое внимание уделено проверке основной гипотезы нашего исследования, в соответствии с которой одну из ведущих ролей в процессе формирования толерантных установок в сознании и толерантных моделей поведения у студентов вузов играет развитие механизма децентрации – способности человека встать на точку зрения другого, т. е. изменить свою познавательную перспективу.

Ведь когда происходит «встреча значений со смыслами» и толерантность из социально одобряемого эталона поведения превращается в насыщенное личностными смыслами ценностное образование, для личности становится естественным признание равноправными разных реальностей.

Это предполагает, как пишет Д. А. Леонтьев, «мужество принятия ответственности за свой выбор и признание за другими права на их выбор».

Что, с нашей точки зрения, невозможно без умения принять точку зрения другого человека и соотнести ее со своей позицией.

В контексте понимания толерантности как интегральной характеристики индивида, определяющей его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой, разрешать противоречия, сотрудничать, представляется необходимым изучение когнитивной и личностной составляющих децентрации, выделяемых Е. Н. Емельяновым.

Когнитивная децентрация, связанная с переходом от одностороннего видения ситуации к сдвигу перспективы, более объективной оценке проблемы, позволяет человеку в проблемных, кризисных, конфликтных ситуациях, требующих проявления толерантности, перейти границу «свое-чужое» и изменить свою познавательную позицию.

Личностная децентрация, предполагающая способность к мысленно-адекватному перемещению на точку зрения, отличную от собственной, напрямую связана с установкой на восприятие иных, отличных от собственной точек зрения, принимать в расчет мнения, планы, точки зрения других людей и координировать их со своими собственными. Именно при наличии такой установки возможно принятие иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними, т. е. проявление подлинной толерантности.

В психодиагностической части исследования применялись следующие методики:

  • разработанная на кафедре психологии педагогики НГТУ методика психологической диагностики уровня толерантности студентов;
  • модифицированный вариант методики «Неизвестный предмет» для изучения когнитивного аспекта децентрации;
  • методика «Применение стимульного материала методики».

Для исследования личностной, социально-психологической составляющей децентрации:

  • методика определения уровня субъективного контроля Дж. Роттера. (Адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда);
  • методика для определения выраженности каналов эмпатии;
  • методика измерения способов поведения в ситуации фрустрации (модификация теста Розенцвейга).

Для верификации результатов исследования использовались методы статистического анализа: рассчитывались коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий хи-квадрат для определения связи между исследуемыми показателями, применялся факторный анализ для структурной классификации исследуемых переменных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)