Темп

Темпом называется скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами*

[Дебюсси часто пользовался французскими обозначениями, Шуман —  немецкими. В ряде советских изданий использованы русские обозначения.], которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.

Приведем некоторые из основных терминов, относящихся к темпу.

Медленные темпы: Умеренные темпы: Быстрые темпы:
Adagio — медленно Andante — не спеша Allegro — скоро
Largo — широко Moderate — умеренно Vivo (vivace) — живо
Lento — протяжно Sostenuto — сдержанно Presto — быстро
Grave — тяжело

Иногда используются термины, производные от основных. Так, Adagietto, Larghetto, Allegretto означают те же темпы, что и основные, от которых они произведены, но с оттенком несколько меньшей меры: Allegretto — не очень скоро, оживленно; Adagietto — не очень медленно; Larghetto — широко, но не очень.

Так же относится к основному и производный термин Andantino — подвижнее, чем Andante.

Производными являются и термины Vivacissimo, Prestissimo, означающие превосходную степень от основных.

Иногда в обозначении темпа участвуют сразу два термина, как, например, Allegro moderato (умеренно скоро).

Для постепенного изменения темпа используются следующие обозначения:

ritenuto — задерживая accelerando — ускоряя
ritardando — запаздывая stringendo — ускоряя
allargando — расширяя stretto — сжимая
rallentando — замедляя

Возможна и резкая смена темпа, например: Doppio movimento — вдвое быстрее. При возвращении прежнего темпа ставятся обозначения:

a tempo — в темпе

Tempo primo или Tempo I — первоначальный темп

Listesso tempo — прежний темп

Однако все эти темповые обозначения весьма относительны. Если автор или редактор хотят указать точный темп исполнения, они указывают темп по метроному. Современный метроном был изобретен И. Н. Мельцелем в 1816 году.

Он основан на принципе маятника, который качается под действием часового механизма тем быстрее, чем ближе грузик к его оси, и тем медленнее, чем дальше грузик от оси маятника. Метроном представляет собой пирамидообразную коробку, к нижней части которой прикреплен маятник, качающийся в вертикальной плоскости.

В этой плоскости, параллельной маятнику, помещена шкала, цифры которой указывают, сколько ударов в минуту делает при качании маятник. В нотной записи метроном обозначается либо полно: М. М.  = 60, М. М.  = 80 и т. п., либо сокращенно:  = 60,  = 80 и т. п.

В старых изданиях используется первая система обозначения (М. М. — метроном Мельцеля), в новых — вторая. Иногда автор или редактор в конце произведения указывает, сколько времени оно должно длиться.

Метроном при исполнении произведения никогда не используется, а используется лишь при черновой работе, при разучивании.

В исполнительской практике метроном не может быть использован еще и потому, что исполнитель почти всегда отступает в ту или другую сторону от точного темпа, в целях выделения той или иной фразы, мотива, то есть использует отклонения от темпа в художественных целях*

[Это есть одно из проявлений зонной природы ритма, подобной аналогичному явлению в звуковысотных соотношениях, о чем говорилось выше.]

Такие отклонения от темпа называются агогикой* [Слово «агогика» переводится с древнегреческого языка примерно как «ведение», «увод», «унесение».] Связанные с фразировкой и максимально выразительным исполнением, агогические отклонения часто действуют в сочетании с изменениями динамики.

Так, например, crescendo нередко связывается с небольшим ускорением, diminuendo — с небольшим замедлением темпа.

Эти небольшие агогические изменения темпа должны в целом уравновешивать друг друга: в противном случае они грозят искажением авторского замысла и послужат не выразительности исполнения, а безвкусице.

Некоторые агогические отклонения могут, однако, фиксироваться в авторском тексте при помощи различных терминов, Кроме терминов, указанных на стр.54, иногда используются и непосредственно относящиеся к агогическим отклонениям:

nieno mosso — менее подвижно a piacere — по желанию
piu mosso con moto — с движением
rubato (сокращенно от tempo rubato что в буквальном переводе означает — «похищенное время») — более свободное в метроритмическом отношении исполнение non tanto — не очень
molto — очень
assai — весьма

Значение темпа в музыке необычайно велико, Одно и то же произведение, исполненное значительно скорее или значительно медленнее, чем задумано композитором, может быть воспринято совершенно по-другому.

Кроме того, большинство терминов, относящийся к темпу, одновременно указывают и на характер исполнения. Так, например, Allegro (скоро) одновременно означало в музыке прошлого и «весело». Перевод термина Largo (широко) одинаково относится и к темпу, и к характеру исполнения и т. п.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)