Театр в золотой век русской культуры

Театр во многом следовал общим тенденциям развития русского искусства. В начале XIX в. в нем господствовали классицизм, сентиментализм, романтизм. В репертуаре преобладали трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.

«Единодержавною царицей трагической сцены», как назвал ее А. С. Пушкин, была Екатерина Семеновна Семенова (1786—1849). Среди актерских качеств Семеновой выделяли драматический темперамент, силу воображения, живое чувство, умение слиться с образом, зажить его жизнью.

Постепенно все большее место на сцене стала занимать комедия с присущими ей юмором и сатирой. В этом жанре попробовал себя и будущий баснописец И. А. Крылов.

Добавилось и нечто новое — возникший на французской почве водевиль. До нашего времени дошли такие произведения этого жанра, как «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского (1805—1860).

А. С. Пушкин так охарактеризовал в «Евгении Онегине» атмосферу театра первой половины XIX в.:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плетут,
И, взвившись, занавес шумит.

С постановками пьес «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1831) и «Ревизора» Н. В. Гоголя (1836) в театре утверждается реализм. В XIX в. среди драматических театров выделялись:

• Александринский театр в Петербурге (открыт в 1832 г.), в котором впервые поставлен «Ревизор»;

• Малый театр в Москве (открыт в 1824 г.), который называли «домом Островского» и «вторым московским университетом».

На основе крепостных театров создавались крупные публичные театры в Курске, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе, Орле и других городах. Наряду с системой государственных (императорских) театров возникает множество частных антреприз, развивается практика гастролей.

Актерское мастерство достигает высокого уровня. В. Г. Белинский отмечал, что есть артисты, играющие душой, и такие, которые предпочитают внешние эффекты, и противопоставлял по этому критерию двух модных артистов — Павла Степановича Мочалова (1800—1848) и Василия Андреевича Каратыгина (1802—1853). Развитие первого направления в XX в. приведет к системе К. С. Станиславского.

Утверждение нового репертуара потребовало и новой реалистической актерской школы. Как основателем русского национального театра стал А. Н. Островский, так основателем русской реалистической актерской школы считается Михаил Семенович Щепкин (1788—1863), блиставший в ролях Фамусова и Городничего. Наперекор принятой в то время напыщен но-декламационной манере он играл просто.

Отдельные попытки естественной игры многих русских актеров Щепкин воплотил в творческую систему и обосновал принципы сценического реализма.

Предвосхищая Станиславского, актер советовал своим собратьям но сцене всеми силами заставлять себя думать так, как думал и чувствовал персонаж.

Подчеркивая призвание актера, Щепкин называл театр храмом, святилищем и призывал к священнодействию на сцене. Лучшие русские артисты следовали этому, в том числе и основатель знаменитой актерской династии Садовских Пров Михайлович Садовский (1818—1872).

В 1853 г. пьесой «Не в свои сани не садись» открылась сценическая эра А. Н. Островского. Александр Николаевич вывел на подмостки русское купечество, и на сцене запахло смазанными дегтем сапогами и суконными поддевками.

Театральные обозреватели писали, что пьесы Островского «трепещут жизнью и современностью». Действующие лица заговорили бытовым языком. Пьесы Островского называли «пьесами жизни». В пореформенную эпоху происходили большие социальные сдвиги в русском обществе.

Новые типы буржуазных дельцов, деревенских кулаков и т.п. отразил в своих многочисленных пьесах великий драматург (например, одна из пьес имеет характерное название — «Бешеные деньги»).

И. А. Гончаров писал Островскому, что только теперь мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр, театр Островского».

Нельзя не упомянуть и трилогию А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Алексей Толстой продолжал традиции пушкинского «Бориса Годунова».

Среди актрис второй половины XIX в. выделялись Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850—1903), Мария Гавриловна Савина (1854—1915), Гликерия Николаевна Федотова (1846—1925) и великая Мария Николаевна Ермолова (1853—1928).

На рубеже веков в театр пришел А. П. Чехов, пьесы которого и поныне ставятся на всех крупнейших сценах мира.

В то время лучшие актеры русской сцены стремились прорвать саму оболочку театральности и представить на подмостках настоящую жизнь. Отошедший от приемов традиционной сценичности Чехов оказался здесь как нельзя кстати.

Драматизм пьес Чехова заключается не в сюжете, а в раскрытии «жизни человеческого духа» (К. С. Станиславский).

В кажущемся бездействии чеховских персонажей таится сложная внутренняя активность. Его драматургия завершала тенденции русского театра, которые от «Горя от ума» и пьес Островского привели к формуле Станиславского: «не играть, а жить на сцене».

С премьеры «Чайки» 17 декабря 1898 г. начался новый этап в развитии русского театра.

Главными оперными театрами были Большой театр в Москве (открыт в 1825 г.) и Мариинский в Петербурге (открыт в 1783 г.).

Среди оперного репертуара в начале XIX в. наибольшей популярностью пользовалась опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», которая десятилетиями не сходила с афиш. Ее жанр — опера-водевиль, в котором музыкальные сцены чередуются с разговорными.

Начало русской оперы как вполне самостоятельного жанра связано с именем М. И. Глинки. Первое представление «Жизни за царя» состоялось осенью 1836 г. Подлинные ценители отмечали органичную связь оперы с жизнью, природой России, с русским народным творчеством.

Продолжателем дела Глинки стал А. С. Даргомыжский с его напряженной, темпераментной драматургией. Вершина оперного творчества Даргомыжского — «Русалка».

Наиболее известные оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и М. П. Мусоргского «Борис Годунов» также вдохновлены гением Пушкина. Очевидец отмечал, что таких оваций, как на первом представлении «Бориса Годунова» (1874), оперный театр еще не слышал.

Мусорский предстал наиболее смелым и оригинальным композитором своего времени, стремящимся «к новым берегам».

В конце XIX в. стали создавать частные театры. Наиболее успешными оказались Русский драматический театр Ф. А. Корша и Московская частная опера С. И. Мамонтова. У Мамонтова к оформлению спектаклей были привлечены выдающиеся художники, которые дали русской сцене не условно-декоративную, а настоящую живопись, верную национальному колориту и характеру самого произведения.

В Московской частной опере расцвел талант гениального Федора Ивановича Шаляпина (1873—1938), особенно запомнившегося исполнением заглавной роли Бориса Годунова в опере Мусоргского. На сцене Большого театра в это же время выступал Леонид Витальевич Собинов (1872-1934).

Особо следует сказать о прославленном во всем мире русском балете. Его отличают непревзойденная душевность и пластика, присущие нескольким поколениям русских балерин и танцовщиков XIX в., — от вдохновенной Авдотьи Ильиничны Истоминой (1799—1848) до несравненной Анны Павловны Павловой (1881 — 1931).

Русская танцевальная школа отличается тем, что здесь чувство рождает движение, а не наоборот. А. С. Пушкин выразил это в знаменитых словах «душой исполненный полет».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)