Таможенные платежи в системе мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Таможенные платежи в системе мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности является важной функцией государства.

Посредством большого набора правовых, экономических и административных инструментов могут достигаться различные цели: от протекционистских, направленных на защиту внутреннего рынка от конкуренции со стороны иностранных производителей, до либеральных, ориентированных на достижение оптимального участия страны в международном разделении труда.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности перечислены в Федеральном законе № 164-ФЗ от 08.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ). К ним относят:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с помощью следующих методов (ст. 12 Закона № 164-ФЗ):

  1. Таможенно-тарифного регулирования. Таможенный тариф – это инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В рамках ЕАЭС при ввозе товаров применяется таможенный тариф, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». Однако тарифное регулирование осуществляется не только на уровне ЕАЭС, но и на уровне государств-членов ЕАЭС. Так, в Российской Федерации Законом о таможенном тарифе предусмотрено установление государством ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются. Меры таможенно-тарифного регулирования также включают в себя применение тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.
  2. Нетарифного регулирования. Согласно статье 46 Договора о ЕАЭС к мерам нетарифного регулирования относят запрет ввоза и (или) вывоза товаров; количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
  3. Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.
  4. Мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. К экономическим мерам относят различного рода финансово-правовые и валютные инструменты внешнеторгового регулирования, ограничивающие в той или иной форме доступ импортеров к иностранной валюте, регулирующие курсовую политику, условия платежа по внешнеторговым контрактам и т.д., создавая прямые и косвенные барьеры на пути иностранного товара на национальный рынок, а также содействующие повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей через предоставление им различного рода финансовых и валютных льгот (например, налоговые льготы и субсидии экспортерам). Таможенные платежи (за исключением таможенной пошлины) следует отнести к разновидности экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности.

Сочетание приемов и средств воздействия на внешнеторговую деятельность может быть различным.

Государство может использовать инструменты, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенно-тарифное регулирование, а также налоги, акцизные и прочие сборы), либо меры, ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т.д.), различные меры поддержки и стимулирования национальных экспортеров, государственные программы развития хозяйственной структуры, законодательство, поощряющее или сдерживающее международное движение капиталов и др.

При этом основной целью внешнеторгового регулирования остается обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)