Связь педагогики с другими науками

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.

Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной

Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Связь педагогики с другими науками не исчерпывается филосо­фией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), медицина.

Интересно
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных для педагогики. Она является и важной для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, политологией и другими социальными науками.

Связь педагогики с социологией относится к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии государства.

Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Отрасли педагогики.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.

В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

  • история педагогики и образования (развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи);
  • общая педагогика (основные закономерности образования);
  • возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания);
  • коррекционная педагогика – (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих, тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
  • отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная, исправительная педагогика и т. д.);
  • частные методики (предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)