Связь педагогики с другими науками
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.
Связь педагогики с другими науками не исчерпывается философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), медицина.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, политологией и другими социальными науками.
Связь педагогики с социологией относится к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии государства.
Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.
Отрасли педагогики.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.
В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
- история педагогики и образования (развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи);
- общая педагогика (основные закономерности образования);
- возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания);
- коррекционная педагогика – (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих, тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
- отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная, исправительная педагогика и т. д.);
- частные методики (предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов).
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и т. д.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу