Свойства онлайн-журналистики

К наиболее четко определившимся отнесем следующие свойства онлайн-журналистики:

  • актуальность и избирательность;
  • большой объем памяти и возможность архивирования;
  • интерактивность;
  • мультимедийность;
  • возможность быстрого производства и распростране- ния;

—доходность.

Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагают постоянное обновление — информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. При этом может идти речь об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.

Существуют три возможности такой актуализации:

  • произвольное обновление: по мере подготовки мате- риала;
  • обновление с установленной периодичностью: сайт об- новляется, например, ежедневно или еженедельно;
  • перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления.

Некоторые онлайн-издания объединяют все три варианта актуализации — например, некоторые рубрики сайтов месяцами остаются неизменными, другие обновляют свои блоки со строгой периодичностью, а отделы новостей — постоянно. При этом пользователь имеет возможность читать несколько разных газет, иностранные печатные СМИ, а также старые выпуски — у него больше свободы в решениях и выборе.

Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент.

При этом весь обширный архив оснащен поисковой машиной, позволяющей находить редакционные материалы, упорядоченные по датам, темам и отделам. Архив способствует росту качества продукта журналистики, внося прозрачность в корреспонденции, ведь читатель может легко составить общее впечатление и сделать обзор какой-либо темы.

При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ — и в особенности, онлайн-СМИ — чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек — компьютер — человек).

Применительно к журналистике интерактивность определяется не цепочкой «человек — человек», а взаимодействием «человек — машина», в ходе которого пользователь имеет выбор и возможность активно отбирать информацию и отзываться на нее посредством:

  • электронной почты e-mail,
  • исследованием банков данных и архивов,
  • участием в онлайновых опросах, голосованиях, рей-
  • загрузкой игр и программ.
Интерактивность предлагается также в форме телеконференций, чатов, рассылок новостей, форумов и гостевых книг. Например, 14,4 % австрийских пользователей Интернета постоянно обращается к содержанию определенных сайтов, 10,6 % — к газетам и журналам в онлайн.

Обычно мультимедиа определяют как сплав всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа являются посредником в передаче информации через внедрение во все существующие технические средства и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением.

СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась мощность передачи данных.

Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц. Чтобы облегчить пользователю Интернета быстрое и уверенное продвижение по онлайн-джунглям, необходимо позаботиться об экономном использовании цветов, звуков, видео. Тексты в онлайн-СМИ не должны быть на- столько длинны, чтобы пользователь, зевнув, ткнул мышкой в кнопку «назад».

В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

  • текст — единовременно передает не очень много ин- формации, но использует силу других элементов (схе- мы, звуки и др.);
  • фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
  • звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
  • видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
  • анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется боль- шая мощность.

Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан — фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении большого периода времени — они могут быть найдены в архиве.

Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора.

Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

Интернет и вместе с ним онлайн-журналистика дают возможность индивидуальных новостных презентаций.

Пользователь может подписаться на определенные категории и рубрики и как бы составить «свою газету» с необходимой ему информацией — Daily me (ежедневный я). Он в состоянии даже сам назначить ее периодичность — ежедневную, часовую или перманентную. Интернет превратился из Pull-СМИ в Push-СМИ, теперь пользователь при желании может не искать и качать свою информацию, а получать ее прямо из сети как по заказу.

Гипертекст относится не только к нелинейной связи в пределах одного типа информации, но и охватывает нелинейное объединение различных ее типов. Реализация такого гипертекстового пространства возможна лишь на базе современной технологии. Сам текст здесь несет в себе не только форму написания букв в словах и слов в предложениях, но и является некоей субстанцией, объединяющей разные единицы информации — речь, динамические изображения, звук и т.п.

Онлайн-журналистика тоже активно использует «гипертекстовость». И здесь гипертекст тоже, как уже было сказано, не только реализует нелинейную связь в пределах одного типа информационного носителя (текстовых документов), но и в нелинейном сетевом объединении различных типов информационных носителей (например, текста и аудиозаписи).

Создание гипертекстового пространства требует применения мультимедийных технологий. В то же время мультимедиа отнюдь не является «высшей ступенью гипертекстовости», это — информационно-технологическое воплощение гипертекстовой структуры.

Отсюда следует вывод:  в журналистике «новые качества» должны работать на того, кто предлагает информацию в онлайн (например, на журналиста) — сюда же относится способность к изготовлению связанных ссылками смысловых частей информационного пространства, а также анализ и комментирование параллельно возникающих «новых, виртуальных» контекстов.

Для создания онлайн-СМИ и представления в Интерне- те требуется минимальное применение технических средств. Необходимы:

  • стандартная программа — профессиональный веб-ре- дактор;
  • программа обработки графики;
  • программа для обмена данных (например, FTP);
  • место на диске какого-либо хостера и услуги провай- дера для работы в Интернете.

Распространение осуществляется самостоятельно — «медиально» — и не ограничивается, как в других СМИ, определенным регионом. Доставка онлайн-газет потребителям происходит в цифровом, так сказать, «нематериальном» формате, и такие элементы, как бумага, печать и маршру- ты доставки отпадают сами собой.

Потому они — принципиально — обладают большими площадями, затраты же складываются — вне зависимости от минимальной стоимости оборудования и программного обеспечения — в основ- ном только за счет редакционного труда.

Особые преимущества для индустрии СМИ дают производство так называемых мультимедийных публикаций (Multi-Media Publishing). При этом достигается синергетический эффект, особенно в медиа-концернах, предлагающих продукты СМИ — например ежедневные печатные или чисто онлайн-газеты).

С Интернет-журналистикой тесно связаны финансовые интересы производителей онлайн-продукции. Наряду с до- ходами от рекламы, например в результате показа баннеров, существуют также и такие источники дохода, как оплачиваемые сервисы (например, доступ к архиву, как в

«Нью-Йорк Таймс») и акцесс-провайдинг. В последнем слу- чае онлайн-газеты предлагают доступ в Интернет и обслу- живание онлайн-пользователей.

«Традиционные СМИ — печатные и даже электрон- ные — в современном мире уже не могут играть той роли, которая принадлежала им десяток лет назад. Интернет ста- новится одним из ключевых факторов эволюции обще- ства», — так считают многие исследователи Сети

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)