Свобода выбора обшения и границы дозволенного в поведении с другим полом

Мальчики ведут себя более грубо в присутствии других мальчиков — они как бы доказывают, что верны мальчишеским правилам игры. В то же время многие фи­зически развитые девочки любят играть в атлетические игры наравне с мальчиками.

Б. Сорни описал одну афроамериканскую де­вочку, которая играла и в мальчишеские, и в девчоночьи игры, была ассертивна и физически и вербально. Она дружила как с мальчиками, так и с девочками, и под ее влиянием ряд девочек был принят в мальчишескую компанию.

Этот характер­ный пример демонстрирует большую свободу выбора в общении, свойственную девочкам. Был и другой пример: когда мальчик-лидер играл с девочками в их иг­ры, и здесь также он был лидером. Но это исключение объясняется высоким ста­тусом мальчика.

Обычно другие мальчики отворачиваются от тех, кто играет с де­вочками. Здесь проявляется феномен, известный в психологии лидерства: лидеру позволены такие формы поведения, которые осуждаются у не-лидеров (и то лишь до известных пределов).

Межполовая конфронтация проявляется и в «границах дозволенного» для мальчиков и для девочек. Этот термин принадлежит Б. Сорни и обозначает новое явление во взаимоотношениях полов: сочетание прежней конфронтации и буду­щего согласования.

Оно подчиняется неким неписаным правилам: что можно де­лать с представителем противоположного пола, а чего нельзя.

Вот некоторые примеры из проведенного Сорни исследования детей младшего школьного возраста. В этом исследовании дети играли в игру, которая называлась «Охота и поцелуй».

Мальчики, предложив девочкам поиграть в мяч и получив их согласие, хватали мяч и убегали, провоцируя девочек догонять их. Точно так же поступали девочки, когда инициаторами игры выступали они.

При этом именно девочки чаще провоцировали мальчиков начать подобную игру. К примеру, де­вочка подбегала к мальчикам, кричала: «Вы не поймаете меня» и убегала, мальчи­ки же ее догоняли. Следующая стадия в игре — поцелуй пойманного игрока: если девочки поймали мальчика, далее следовал ритуал, в ходе которого они его цело­вали под аплодисменты других девочек и насмешки других мальчиков.

Оба пола одинаково интерпретировали это событие: оно означало унижение, оскорбление мальчика, а не проявление любви к нему. При этом мальчики чаще воспринимали физический контакт с девочками как «разврат».

Эти примеры демонстрируют амбивалентность переживаний детей: с одной стороны, они оставались верными правилу враждебности к другому полу, а с дру­гой — пробовали новые формы поведения, которые в будущем приведут к разру­шению сегрегации полов и их конфронтации.

Таким образом, в этом исследова­нии выявились границы дозволенного: можно было играть с представителем противоположного пола, можно было даже его целовать, но при этом ни в коем случае не испытывать к нему добрых чувств.

В итоге дети и оставались верны сво­ему полу (относясь к нему лучше, чем к противоположному), и в то же время по­степенно начинали взаимодействовать с противоположным полом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)