Сущность всеобщего управления качеством

В современной практике деятельности многих фирм существуют различные подходы к определению всеобщего управления качеством. Не останавливаясь подробно на таких подходах и не полемизируя с их авторами, отметим, что такое управление имеет место тогда, когда руководство фирмы направляет все свои усилия и усилия всех членов коллектива на достижение в долгосрочной перспективе наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей товаров с учетом интересов фирмы и общества в целом.

Всеобщее управление качеством включает как управление качеством и обеспечение качества, так и политику в области качества, планирование и улучшение качества.
В основу концепции всеобщего управления качеством TQM (Total quality management) положены следующие основные постулаты:

  • первоосновой качества является человек, рассматриваемый как личность, от гармонического развития и действий которой зависит благополучие фирмы;
  • успеха добиваются те фирмы, функционирование которых основывается на деятельности отдельных команд;
  • от заинтересованности каждого человека в результатах его деятельности и всего коллектива зависит общий успех;
  • управление качеством охватывает все области деятельности фирмы;
  • для обеспечения высокого качества следует не устранять отдельные дефекты, а исключить причины, их породившие.

К TQM фирмы пришли в результате поступательного развития теории и практики управления качеством. На каждом последующем этапе появлялись все новые разработки, развивающие ранее существовавшие концепции управления качеством. Схематично это показано на рис. 6.9, на котором выделены такие основные этапы развития системы управления качеством, как:
  • проверка качества;
  • контроль качества;
  • обеспечение качества;
  • всеобщее управление качеством.

Основные положения TQM нашли свое отражение в стандартах ИСО серии 9000 в редакции 2000 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)