Сущность предпринимательства

Предпринимательство берет начало с момента общественного разделения труда и появления товарного производства. С того времени, когда еще не было денежного обращения, производители материальных благ (землеводы, животноводы, ремесленники) старались обменивать свою производимую полезную для человечества продукцию на необходимую для себя и своей семьи продукцию на наиболее выгодных условиях. Здесь уже имели место элементы предпринимательской деятельности (бизнеса), то есть получения выгоды.

С появлением денег, развитием товарно-денежных отношений развивалась и предпринимательская деятельность. Производители товаров для обеспечения своей жизнедеятельности (своих семей), а также расширения производства, естественно по мере развития товарного производства, научились получать прибыль.

Развитие товарно-денежных отношений все в большей мере нуждалось в конкретных рекомендациях по дальнейшему развитию, что привело к необходимости научного подхода к предпринимательству и бизнесу. В таком ракурсе сравнительный историографический подход к становлению понятий «предпринимательство», «предпринимательская деятельность имеет большое значение. Основателем теории о предпринимательстве считается Р. Кантильон, великий «человек-загадка» в экономической науке, известый своей единственной книгой «Очерк об общей природе торговли».

В этом «Очерке» он определяет предпринимателя как дельца, который «покупает по определенной цене, чтобы продать по неизвестной цене». В качестве предпринимателей он видит торговцев, землевладельцев, а также капиталистов, использующих чужой труд. Предприниматель во всех случаях остается неопределенным, поскольку принимает решения в условиях неопределенности. Р. Кантильон определил, что предприниматель за определенную цену приобретает сырье и основные средства для производства конкретных товаров, и реализует последние с целью получения максимальной прибыли, рискуя обязательствами по издержкам, но не зная, по каким ценам может продать выпущенную продукцию.

Согласно тезису Р. Кантильона, разница между спросом и предложением дает возможность субъектам рыночных отношений покупать продукты по низким ценам, чтобы продавать их впоследствии дороже. Именно этих субъектов рынка он называет предпринимателями. По теории Р. Кантильона, предприниматель является специфическим субъектом рынка, обладающим способностью предвидеть, рисковать и брать ответственность за свои решения как в стандартных ситуациях, так и в рискованных обстоятельствах изменения ситуации на рынке, в частности, увеличения предложения товаров или их уменьшения, и соответственно роста и снижения цен и т. п.

Такие люди обычно преуспевают во всех фазах общественного воспроизводства, не обязательно являясь собственниками функционирующего капитала. В этом определении кроме реализации производительной и торговой функций отражен и риск предпринимателя, связанный с незнанием цен реализации производимых товаров. Эти качества сохранились и в сегодняшних определениях предпринимателя.

Интересно
Дальнейшее развитие теории и практики предпринимательства связано с великим мыслителем Адамом Смитом. Он считал, что «предприниматель – это собственник предприятия, основная цель деятельности которого является извлечение предпринимательского дохода». Для этого великого мыслителя характерна переоценка значения труда (имеется в виду наемный управленческий труд) и недооценка других сторон предпринимательства, то есть капитала и средств производства.

Известный классический экономист Ж. Б. Сэй в своих произведениях акцентировал внимание на том, что в процессе производства создаются услуги, а не материальные блага. Отношения между капиталистом и рабочим ученый считал также обменом услугами. По его мнению, функции предпринимателя заключаются в умении соединять и комбинировать три фактора производств (труд, капитал и землю) с целью получения предпринимательского дохода. Ж. Б. Сэй в отличие от своих предшественников впервые обосновал, что в доходе содержатся вознаграждения за труд, земельная рента и прибыль на капитал. Капитал также работает и его деятельность должна вознаграждаться.

В четырех законах рынка Сэй формулирует основы увеличения предпринимательского дохода:

  • чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и оно является тем более прибыльным;
  • каждый производитель является заинтересованным в успехе смежных партнеров, так как их успех способствует успеху всех, и стимулирует всеобщее развитие;
  • импорт способствует развитию производства, поскольку товары из-за рубежа можно приобрести лишь после продажи своих;
  • слои общества, не производящие ничего, разоряют экономику и богатство страны.

Именно концепции Ж. Б. Сэя получили дальнейшее развитие в трудах ученых-экономистов, исследовавших проблемы предпринимательской деятельности. Знаменитый ученый А. Маршалл в рамках отдельных развивающихся фирм предлагал применять принцип комбинирования факторов производства. По его мнению, комбинирование факторов производства происходит при внедрении новых технологий, форм организации и управления процессом воспроизводства.

Великий мыслитель Й. Шумпетер обратил внимание на то, что предпринимательская деятельность существенно влияет на экономику. Шумпетер писал: «Предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». В соответствии с теорией Й. Шумпетера «когда отсутствует технический прогресс, воспроизводство приобретает характер рутинного процесса, где нет неопределенности будущего.

В этом случае нет места и предпринимательскому доходу». Им «инновация» определялась как «новые технические знания, используемые в процессе расширенного воспроизводства». Причем она трактовалась не только как внедрение в производство новых технологической линии и сырьевых товаров, но и как освоение новых источников и способов снабжения, новых методов организации труда и процессов производства. И. Тюнен вложил большой вклад в развитие теории предпринимательской деятельности. Он охарактеризовал предпринимательство как несение бремени риска или неопределенности, а предпринимателя – как обладателя специфических качеств (совершать рискованные действия, принимать нестандартные решения) и на этой основе, претендующего на остаточный (непредсказуемый) доход. Исследования Тюнена позволили экономической науке про двинуться в более четком понимании сущности предпринимательства.

Ученые из австрийской школы Л. Мизес, Ф. Хайек и И. Кирцнер провели существенные исследования в развитии теории предпринимательства. Согласно учению Л. Мизеса, прибыль (убыток) в предпринимательстве – «продукт не его капитала, а его идеи, воплощенной в капитале». Правильная идея приведет к прибыли, а неверная – наоборот. Таким образом, во главу угла ставятся идеи и их правильность.

По Ф. Хайеку, «предприниматель – это своеобразный социально-психологический хозяйственник, который в условиях неопределенности и конкурентной среды стремится достичь использования своих теоретических и практических знаний и реализует новаторские идеи, используя многообразные рыночные возможности».

Неравновесные ситуации, то есть расхождения между спросом и предложением дают возможность для получения добавочной прибыли. Здесь наиболее ясно проявляется сущность предпринимательства. В своей самой известной книге «Конкуренция и предпринимательство» И. Кирцнер, введя в экономическую науку понятие «конкурентно-предпринимательский рыночный процесс», обосновал, что предпринимательство и конкуренция неотделимы друг от друга: «… конкуренция является движущей силой предпринимательства, и наоборот». И. Кирцнер отмечает «подменную роль предпринимателя в рыночной системе, что она не представлена в правильном ракурсе или с надлежащим признанием его в качестве движущей силы всего рыночного процесса». Он утверждает, что роль предпринимателя порой в отношении конкуренции практически полностью игнорируется.

Таким образом, все экономисты-мыслители в качестве предпринимательства рассматривали прогрессивный институт любой экономической системы, а предпринимателя как лицо, приносящее обществу, государству, народу и себе пользу. Однако К. Маркс в 1860е гг. в своей экономической теории определил предпринимателя как эксплуататора рабочих, регрессивный элемент. Впервые было сформулировано отрицательное мнение о предпринимателе и предпринимательстве. В. И. Ленин, опираясь на К. Маркса в своей теории социалистического государства, фактически «похоронил» понятие предпринимательства и предпринимательскую деятельность в России, республиках, входящих в состав СССР, и на определенный период в странах социалистического строя.

Отказ от предпринимательской теории и практики привел к тому, что экономика стран, ранее входящих в СССР, до сих пор расплачивается низкой эффективностью и производительностью труда, высокой энергоемкостью, неоптимальной структурой народного хозяйства, безынициативностью трудящихся и т. п. В первые годы Советской власти в большевистской России была введена политика «военного коммунизма». Предпринимательство, в том числе частное предпринимательство, было запрещено полностью. Россия без частной собственности стала катиться к хаосу. Понимая это, В. И. Ленин с 1921 г. ввел в стране новую экономическую политику (НЭП).

На X съезде РКП(б) В. И. Лениным было предложено три меры:

  • отказ от продразверстки, то есть насильственного изъятия продовольствия, и введение продовольственного налога;
  • отказ от полной монополии внутренней торговли и разрешение местной торговли, развитие кооперации;
  • передача в концессию иностранным предпринимателям производственных мощностей, в том числе сырьевых.

Именно НЭП позволил большевикам восстановить Советскую Россию (СССР) после гражданской войны. И. В. Сталин, начав индустриализацию и коллективизацию, свернул НЭП. Несмотря на это, отдельные элементы предпринимательской деятельности сохранились: приусадебные участки населения, кооперация, колхозная торговля, мелкое ремесленничество и др., что позволило трудящимся улучшить свои жизненные условия. Однако во второй половине 1980х гг. стало ясно, что теория и практика предпринимательской деятельности необходимы для развития экономики, стимулирования ее роста и решения социальных задач. В результате был принят ряд нормативно-правовых актов по индивидуальной трудовой деятельности, кооперации и т. п., что в определенной степени позволило развиваться предпринимательству. После распада СССР и краха социалистической системы предпринимательская деятельность стала развиваться высокими темпами.

Устойчивое развитие предпринимательства стало важнейшим фактором достижения экономического роста, повышения производительности труда, эффективности экономики и улучшения жизни трудящихся. Ряд российских ученых – В. С. Автономов, А. В. Бусыгин, М. Г. Лапуста, В. Я. Горфинкел и другие стали заниматься исследованием теории и практики предпринимательства. Этот предмет стал преподаваться в учебных заведениях. В Гражданский кодекс Российской Федерации были включены специальные статьи, касающиеся предпринимательства. В РФ, в постсоветских странах принимались нормативно-правовые акты по предпринимательству. Таким образом, наука о предпринимательстве развивалась по мере развития экономики в мире. Для конкретизации терминов «предпринимательство» и «предприниматель» следует рассмотреть основные качества, необходимые для ведения этой деятельности.

Во-первых, это отличительные трудовые человеческие качества и способности для предпринимательской деятельности и предпринимателя:

  • полезная человеческая деятельность;
  • высокие организаторские способности;
    ответственность за свои действия и предпринимаемое дело;
  • новаторские способности, внедрение новых технологий, новых методов управления и организации в деятельность;
  • создание новых товаров (технологий), имеющих новые потребительные свойства и стоимость;
  • инициативность и самостоятельность;
  • способность рисковать в финансовом, материальном, интеллектуальном планах;
  • обладание хорошими экономическими и правовыми знаниями;
  • владение современными экономическими, правовыми, психологическими и другими видами знаний;
  • сочетание личных, партнерских и общественных интересов.

Во-вторых, необходимо иметь собственные ресурсы для организации деятельности (денежные, материальные, интеллектуальные, трудовые и т. п.) или же привлекать их (получить или давать кредиты, арендовать или получить в аренду и т. д.). В-третьих, на основе комбинирования двух вышеприведенных столь необходимых для предпринимательской деятельности деловых качеств и ресурсов нужно организовать производство товаров, услуг, идеи и т. п., чтобы покрывать все издержки и получить достаточную прибыль. Рационально использовать прибыль для расширения основной деятельности, улучшения жизни (своей и своих работников), общества в целом, а также в благотворительных целях и т. п.

Предпринимательство – это ответственная, инициативная, новаторская, рискованная, законная деятельность физических лиц, предприятий, организаций и объединений по организации производства, логистики и обращения материальных благ, услуг и идей на основе эффективного вовлечения в процесс общественного воспроизводства собственных и привлеченных денежных, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью получения достаточной прибыли и рационального ее использования для расширения основной деятельности, улучшения качества жизни (своей семьи и работников), общества в целом и решения благотворительных задач.

Преимущество данного определения заключается в том, что в нем указаны:

  • субъекты предпринимательской деятельности (физические лица, предприятия, организации и объединения);
  • ее объекты (товары в виде материальных благ, услуг, идей);
  • источники материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов (собственные и привлеченные) для организации дела;
  • цель деятельности, то есть получение прибыли и ее рациональное использования для улучшения жизни своей семьи, коллектива работников, общества в целом и благотворительных нужд.

Предпринимателем можно назвать человека, обладающего способностями по организации предпринимательской деятельности. В определении достаточное место занимают столь важные для предпринимателя и современного уровня развития человечества моменты, как улучшение уровня жизни не только своей семьи и работников, но и общества в целом, в частности и благотворительная деятельность, что очень важно в настоящее время. В последние годы предприниматели наряду с пополнением бюджета государства развертывают работу и в части благотворительной деятельности.

Предпринимательство все в большей степени решает и отдельные социальные задачи: строительство новых зданий учебного (школы, детские сады и ясли) и медицинского (больницы, медицинские пункты) назначения. Предприниматели ремонтируют дороги, строят мосты, стадионы и т. п. Незамеченным остается и то, что предприниматели оказывают материальную помощь нуждающимся слоям населения, особенно больным, а также учебным и оздоровительным заведениям и т. п. Таким образом, предпринимательство по мере развития общества все больше становится социально-экономическим институтом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)