Сущность понятий региональные, национальные и этнокультурные особенности обучения математике

В правовых и нормативно-методических документах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) проблема учёта региональных, национальных и этнокультурных потребностей и особенностей указывается как важнейший аспект совершенствования системы образования в национальных школах. Так, федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России.

К полномочиям органов государственной власти Республике Саха (Якутия) в части обеспечения качества общего образования относятся разработка и реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей через содержание предметов и курсов. Однако во всех этих документах не даются конкретные определения этим понятиям, возникает необходимость в выявлении их сущности и уточнении содержания. Таким образом, в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней используются два разных понятия потребности и особенности. Ниже рассмотрим каждый из них по отдельности.

Известный отечественный методист В.А. Гусев по некоторым параметрам качеств личности выделяет типологические группы учащихся, со схожими чертами личности, возможностями и способностями. Автор отмечает, что «выявление определенных типологических групп учащихся имеет существенное значение для повышения учебно-воспитательной работы. Педагогу важно знать существенные типологические черты, которые являются родственными для той или иной группы учащихся».

Более того, исследователи северных народов В.Х. Нерадовский и Э.В. Нерадовская утверждают, что «к учащимся различных этнических групп требуется неодинаковый подход при организации учебного процесса – это вызвано тем, что в жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся естественная, природо-сообразная психология восприятия внешнего мира, особенный менталитет, образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие».

Следовательно, изучение типологических черт северных детей может явиться основой повышения эффективности обучения математике. Учителю школы малочисленных народов Севера необходимо иметь представление об указанных в документах особенностей обучения учащихся, и на этой основе подбирать соответствующую методику. Возникает необходимость в выявлении сущности и уточнении содержания этих понятий. Прежде чем перейти к рассмотрению исследуемого явления проясним понятийный аппарат в отношении основополагающих терминов «потребность», «особенность», «регион», «нация», «этнос» и «этнокультура».

В понимании термина «потребность» существует несколько подходов. В рамках исследования под потребностью будем понимать «нужду или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом».

Под термином «особенность» понимают характерное, отличительное свойство, кого или чего-нибудь. Иногда под особенностью понимают «характерную черту», «специфическое свойство», «отличительный признак», «своеобразие» и «самобытность». При осмыслении сущности и содержания национальных, региональных и этнокультурных особенностей, мы будем опираться на эти значения. В современной науке нет чёткости в определении понятия «регион». В одних источниках делается акцент на географические признаки, в других внимание заостряется на его многоаспектность, в-третьих, на первый план выносятся связи, интегрирующие несколько территорий.

Интересно
Методисты исторического образования Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова, обобщая различные подходы к определению понятия «регион», выстроили систему его характерных свойств и изучили последовательность их нарастания. Так, системообразующим фактором понятия «регион» является геоэкономическое истолкование, социологи уточняют общественную составляющую данного определения, политики сложившееся определение дополняют своеобразием политических условий.

Таким образом, под регионом мы будем понимать «самостоятельную пространственно-географическую, административно-территориальную, институционально-политическую, экономическую, социальную, историко-культурную, этническую и демографическую величину».

В образовательной политике Российской Федерации, как и в других полиэтнических странах, официально сосуществуют два подхода в определении термина «нация»:

  • согражданство, консолидированная совокупность граждан одного государства, обладающая – при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия – общностью языка, общностью культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъектности в геополитическом пространстве нового времени;
  • в отечественной научной традиции – связанная с этапом становления буржуазного общества ступень в историческом развитии этноса как этнической общности, складывающейся и воспроизводящей себя на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада, этнического (национального) самосознания…».

Исходя из полиэтничности, полиязычности и поликультурности нашей страны, мы сосредотачиваем внимание на втором аспекте трактовки нации как «этнонации». В культурологии под этносом понимают «исторически сложившуюся устойчивую группу людей (племя, народность, нация), говорящую на одном языке, признающую свое единое происхождение, обладающую единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающуюся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает их психического склада».

Заметим, что в определении подчеркивается зависимость психического склада членов этноса от культурной общности. Однако психический склад детерминируется не только социокультурной средой, но и во многом зависит от физиологического строения организма. Также следует отметить, что в определении указывается на «единое происхождение членов группы», то есть на биологическую общность.

Согласно отечественному психологу В.Г. Крысько компоненты психологии нации обычно называют национально-психологическими (этнопсихологическими) особенностями (далее – этнопсихологические особенности), подразумевая, что они «характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей».

Ю.И. Семенов относительно понятия «этнос» пишет следующее: «Существование этноса предполагает наследование… Этническая общность в своей основе есть общность происхождения, этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, каждый этнос – особая порода людей». Обобщая эти рассуждения философ, делает вывод, что социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая. Что находит свое отражение в этимологии слова «народ» (от «род», «рождать», «порождать»), которым в обыденном языке именуют этнос.

Автор выделяет два вида наследования:

  • наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации;
  • наследование социальное, передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором – о преемственности.

Обобщая сказанное, выделим признаки, по которым характеризуется этнос: общность культуры, общность языка, общее самоназвание, этническое самосознание, психический склад и общность происхождения (биологическое наследование). Необходимо отметить что, единый образ жизни, традиционные занятия и культура во многом обуславливаются природно-климатическими и географическими условиями. В этом аспекте относительно этнического ядра (основной части этноса компактно живущей на определенной территории) актуально говорить и об общности территории. Под «этнокультурой» будем понимать «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» (А.Б. Афанасьева).

Таким образом, анализ содержания понятий регион, нация, этнос и этнокультура показал, что:

  • нация (этнос) в структуре определения понятия регион входит как «этническая и демографическая величина»;
  • этнос предполагает два вида наследования – биологическую и социальную.

Этнокультура это и есть социальное наследование или преемственность. Исходя из этого, сделали вывод, что понятие региональные особенности (потребности) содержит понятие национальные особенности (потребности), а последний в свою очередь – этнокультурные особенности (потребности). Но в рамках исследования в целях удобства мы их условно разграничили, выделяя содержание каждого.

Под региональными, национальными и этнокультурными потребностями обучения понимаем:

  • Региональные потребности обучения – исторически сложившееся своеобразие школ малочисленных народов Севера удаленность, разобщенность, труднодоступность, малокомплектность, малочисленность детей в классах, отсутствие в учебных помещениях естественного освещения обуславливает потребность: в близости места учебы к месту жительства или работы родителей; в планировке учебных помещений (в кочевых школах); в хорошей мебели и оборудовании; нормального температурного режима, освещения.
  • Национальные потребности обучения – определяют потребность учёта в учебном процессе ряда психофизиологических особенностей и менталитета детей народов Севера.
  • Этнокультурные потребности обучения – предполагают тип усвоения учебной информации и создают необходимые акценты в ее восприятии. Общеизвестно что, восприятие информации сквозь призму своей национальной культуры свойственно каждому индивиду. Другими словами этнокультурные потребности – это потребности в праве получения учебной информации, таким образом, которым она будет воспринята наиболее естественно.

На основе теории иерархии потребностей А. Маслоу («от низших к высшим») их условно можно представить в виде пирамиды (рис.1):

Сущность понятий региональные, национальные и этнокультурные особенности обучения математике

Под региональными, национальными и этнокультурными особенностями обучения математике будем понимать следующее.

Региональные особенности обучения математике – это характерные черты региона, рассматриваемые в контексте следующих особенностей (по классификации Ф.Ф. Харисова):

  • исторических и национально-культурологических (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
  • природно-географических (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);
  • социально-географических (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);
  • социально-демографических (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
  • социально-экономических (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
  • экономических отраслей региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;
  • административно-политических (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
  • политических (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.).

Национальные особенности – это специфические свойства народа, влияющие на усвоение математических знаний, умений и навыков и проявляющиеся:

  • в характерной деятельности различных физиологических систем организма (этнофизиологические особенности);
  • в своеобразном протекании психических процессов и состояний, специфике взаимодействия, взаимоотношений и общения (этнопсихологические особенности).

Этнокультурные особенности – это отличительные признаки народа, определяющие специфику структурирования и представления учебной информации в процессе обучения математике, и проявляющиеся в самобытных традиционных ценностях, отношениях и поведенческих особенностях, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Считаем возможным рассмотреть эти понятия с точки зрения формальной логики. В логике каждое понятие имеет объём и содержание. Под объёмом понимается «все другие мыслимые понятия, для которых исходное понятие может служить определяющей категорией. Содержание понятия составляет совокупность всех его признаков, отличающих данное понятие от других».

«Иерархия понятий в логике строится следующим образом. В качестве наиболее общего понятия или категории берётся понятие, имеющее наибольший объем и соответственно, наименьшее содержание. Затем данное общее понятие, некоторым образом конкретизируется, тем самым уменьшается его объем и увеличивается содержание. Появляется менее общее понятие, которое на схеме иерархии будет расположено на уровень ниже исходного понятия. Этот процесс конкретизации понятий может быть продолжен до тех пор, пока на самом нижнем уровне не будет получено понятие, дальнейшая конкретизация которого в данном контексте либо невозможна, либо нецелесообразна».

Согласно данной теории понятия «регион», «нация» и «этнокультура» служат абстрактными категориями. В процессе изучения появляются новые особенности их содержания и объёма. Именно по этим причинам им трудно дать точное определение. Иерархия рассматриваемых понятий согласно изображению понятий в формальной логике может быть изображена в виде вложенных прямоугольников (рис.2):

Сущность понятий региональные, национальные и этнокультурные особенности обучения математике

В настоящее время в научно-педагогической литературе достаточно широко используются такие понятия, как «этнорегиональные особенности» «этнорегиональное образование», «этнорегиональная среда», «этнорегиональный подход» (А. Ю. Белогуров, Ф.Ф. Харисов, А.М. Цирульникова, Г.Н. Швецова и др.). В.В. Мирошниченко, на основе анализа этих работ, делает вывод, что категория «этнорегиональное» выстраивается, прежде всего, как интегративное, производное от всего того, что касается истории, культуры, психологии, педагогики всех проживающих в регионе этносов, и коренных, имеющих многовековую историю, и пришлых, чья культура не менее ценна в общеисторическом и мировом контексте.

Следовательно, отталкиваясь от такого подхода к пониманию термина «этнорегиональное», в обучении математике его можно использовать в качестве синонима категории «региональное, национальное и этнокультурное» в совокупности. Национальное своеобразие детей северных народов проявляется в их физиологии и психологии. У них специфическая деятельность различных физиологических систем организма, восприятия, мышления, памяти, а также особенный жизненный опыт, знания, мотивы, интересы, способности, склонности и ценностные ориентации.

Особенности материальной жизни, своеобразие исторического развития, суровые природно-климатические условия обуславливают схожие интеллектуальные характеристики детей северных народов. Анализ исследований, посвященных изучению северных этносов, позволяет выделить особенности обучения учащихся школ малочисленных народов Севера, которые обобщены на основе таблицы 1.

Сущность понятий региональные, национальные и этнокультурные особенности обучения математике

Перечисленные факторы функционируют и взаимодействуют в учебно-воспитательной деятельности, в частности, обучения математике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)