Сущность и правовая основа соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции РФ. В частности, в ней провозглашаются, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст .2).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей (ст. 18). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием его умаления (ст. 21). Российская Федерация на основе Конституции и в развитие международных актов по правам человека приняла ряд законодательных актов, имеющих строгую юридическую обязанность.

Среди них одно из приоритетных мест занимает Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 года, который является инструментом реализации общественных отношений в сфере уголовно-правовой охраны, предусмотренной концепцией судебной реформы в Российской Федерации. Из положений УК, его структуры и содержания ряда статей просматривается приоритетность защиты прав и законных интересов граждан в органическом сочетании с защитой конституционного строя, общественного порядка и безопасности.

Уголовное законодательство ставит перед собой задачу последовательного внедрения международно-признанной системы ценностей в сфере уголовно-правовой охраны общественных отношений. Вместе с тем Уголовное законодательство России создает исходные правовые предпосылки для законодательного и ведомственного правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью, имеющей целью защиту здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ об ОРД).

Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, сотрудники подразделений, которым предоставлено такое право, имеют потенциальную возможность получения и сосредоточения данных о поведении тех или иных лиц в специально созданных базах данных. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что использование полученной информации (постановка на оперативный учет, заведение ДОУ и т. п.) в ряде случаев может иметь для лиц, являющихся объектом ОРД, нежелательные последствия (ограничение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, отказ в выдачи разрешений на частную детективную и охранную деятельность, отказ в получении заграничного паспорта и предоставлении права выезда за пределы РФ и др.).

Исходя из этого, защита охраняемых законом интересов граждан всякий раз требует от оперативного работника высокого профессионализма в работе, взвешенности при решении оперативно-розыскных задач. В то же время выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений во многих случаях невозможно без сбора, хранения и использования информации, характеризующей личность человека, попавшего в поле зрения правоохранительных органов.

Федеральный закон «Об ОРД» не только декларирует обеспечение прав и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели оперативно-розыскной деятельности и принципа ее осуществления (ст. 1 и 3 Федерального закона), но и формулирует правовой механизм, гарантирующий защиту названных прав и свобод от нарушений. Наиболее полное отражение это находит в ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» Федерального закона «Об ОРД». Часть 1 статьи 5 обязывает органы, осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции.

Оперативно-розыскная деятельность, поскольку она осуществляется преимущественно с применением негласных сил, средств и методов, неизбежно вторгается в сферу жизнедеятельности лиц, ставших объектом оперативной проверки, и объективно в силу этого обстоятельства связана с ограничением указанных конституционных прав граждан.

Такое ограничение допускается на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а ч. 1 ст. 24 установлен запрет на сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Частная жизнь – это сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают: неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке. Неприкосновенность частной жизни применительно к соблюдению этого права при осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает запрещение на вмешательство в семейные, интимные, бытовые и другие отношения, проникновение в личную и семейную тайну, если это не является необходимым для достижения целей оперативно-розыскной деятельности.

Преступная деятельность не относится к сфере личной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ (в том числе и негласных) для решения задач ОРД не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ. Вместе с тем ФЗ РФ «Об ОРД» (ч. 8 ст. 5) запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия лица, если они не касаются преступной деятельности.

Под разглашением сведений следует понимать такое придание огласке соответствующих сведений, вопреки требованиям ФЗ «Об ОРД», когда они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним лицом признается любое лицо, которое по роду выполняемой работы не имеет доступа к этим данным. Форма и способы огласки могут быть различными (устно, письменно и др.).

Существуют исключительные случаи, предусмотренные Федеральным законом «Об ОРД», в которых допускается разглашение сведений без согласия граждан:

  • предусмотренная УПК необходимость возбуждения уголовного дела в отношении гражданина;
  • крайняя необходимость защиты жизни другого человека, согласно предписаниям УК (ст. 39 УК РФ);
  • необходимость дачи свидетельского показания по уголовному делу (в частности, оперативником) и др.

Соблюдать этот запрет обязаны в первую очередь сотрудники оперативных подразделений, непосредственно осуществляющие ОРД, другие должностные лица, которые привлекались к проведению ОРМ, лица, сотрудничающие с правоохранительными органами на конфиденциальной основе, которым эти сведения стали известны. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) означает запрет на проникновение в жилые помещения против воли законно проживающих в нем лиц (собственников, арендаторов, нанимателей). Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения (ст. 8 ФЗ РФ «Об ОРД»).

Право на тайну корреспонденции в смысле ч. 1 ст. 5 означает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ. Это право ограничивается при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий необходимо судебное решение.

Часть 2 ст. 5 нормативно закрепляет запрет на осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ РФ «Об ОРД», которые сформулированы в ст. 1 и 2 Закона. Поэтому использование оперативно-розыскных возможностей в иных целях (за исключением сбора данных, необходимых для принятия решений, перечисленных в п. 1-6 ч. 2 ст. 7 Закона; выявления, предупреждения и раскрытия нарушений установленного порядка отбывания наказаний в исправительных учреждениях, согласно ч. 1 ст. 84 УИК РФ) незаконно.

Как мы отмечали раньше, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2).

Реализация положений указанной статьи применительно к оперативно-розыскной деятельности регламентируется ч. 3, 4 и 5 ст. 5 Закона «Об ОРД», определяющими порядок доступа лиц к сведениям, собранным в процессе проводившихся в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.

Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация ИУ располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

Законодатель связывает право на ознакомление с такими сведениями с рядом условий, закрепленных в тексте ч. 4 статьи 5 Закона «Об ОРД»:

  • виновность лица в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке;
  • лицо должно располагать фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий (под фактом следует понимать действительное, вполне реальное событие); отсюда следует, что, принося жалобу, гражданин должен указать, какой именно оперативно-розыскной орган нарушил его права, в чем заключается нарушение, когда именно и из какого источника он об этом узнал;
  • лицо должно полагать (считать, думать, быть в той или иной мере уверенным), что при осуществлении ОРМ были нарушены его права; хотя для принесения жалобы гражданину достаточно считать состоявшиеся действия (решения) незаконными, тем не менее, ее удовлетворение зависит от того, насколько сама жалоба законна, мотивирована и обоснована.

Лицо вправе истребовать только сведения в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, сведениями, составляющими государственную тайну, являются данные о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, полученные оперативно-розыскным путем в рамках конкретного ДОУ и зафиксированные в оперативно-служебных материалах.

Напротив, сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Конституционный Суд РФ также разъяснил, что в ОРД допускается непредставление гражданину лишь тех затрагивающих его права и свободы сведений, которые признаны законом не подлежащими разглашению.

Право на ознакомление с данными, полученными в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, не возникает при частичном прекращении уголовного преследования в отношении данного лица либо при оправдании подсудимого не по всем вмененным составам преступлений.

В ФЗ «Об ОРД» не предусмотрено предоставлять гражданину подлинники оперативно-служебных документов в ответ на его запрос. Как правило, сведения излагаются в обобщенной справке. Особо отметим, что в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ у гражданина нет конституционного права на истребование всей собранной о нем информации, если это осуществляется с соблюдением требований Конституции и в рамках закона. В случае отказа в предоставлении сведений гражданину решение должно быть документально оформлено, а уведомление об этом лица – письменным и мотивированным.

Интересно
Обращение гражданина в суд в связи с отказом в представлении информации или представлением ее не в полном объеме оформляется жалобой, к которой прилагаются письменный документ об отказе или, если он не получен, копия обращения в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Рассмотрение жалобы происходит в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. Пределы судебного рассмотрения ограничены исследованием только обоснованности ограничения конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Обязанность доказывать обоснованность отказа в представлении лицу сведений, в том числе в полном объеме, возложена на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Этот же орган обязан по требованию судьи представить информацию о сведениях, в ознакомлении с которыми было отказано заявителю. Судья вправе ознакомиться с оригиналами необходимых оперативно-служебных документов, материалами ДОУ, а также с ведомственными приказами, регламентирующими порядок проведения ОРМ, однако не может знакомить с этими материалами заявителя.

Судье не предоставляются оперативно-служебные документы:

  • о лицах, внедренных в организованные преступные группы;
  • о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД;
  • о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе.

В случае признания решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в представлении необходимых сведений заявителю необоснованным, судья может обязать указанный орган представить заявителю требуемые сведения. В целях обеспечения возможности ознакомления со сведениями, полученными в ходе проведения ОРМ в отношении лиц, считающих, что их права и свободы нарушены Законом РФ «Об ОРД», установлены сроки хранения материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти сроки относятся только к материалам, касающимся лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке. Срок хранения оперативных материалов установлен в один год.

Исключением из общего годичного срока является срок хранения фонограмм и других материалов, полученных в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело. Они уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, должен уведомляться судья, давший такое разрешение, а при его отсутствии – председатель суда, в штате которого состоял судья. Уведомление может быть сделано в письменной форме или устно.

Рассматривая проблему соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении ОРД мы приходим к выводу о бесспорной приоритетности для общества эффективного решения практических задач борьбы с преступностью на основе взвешенного сочетания интересов человека и общества, различных социальных групп и личности, последовательного осуществления принципов социальной справедливости, обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)