Структурное представление экономического образа мышления лица, принимающего решения, по инновационному развитию корпоративной организации
Экономический образ мышления – составная часть разработки управленческого решения. Это не простая сумма экономических знаний, а осознанные и применяемые на практике ориентиры экономического поведения.
В первом случае речь идет о научном, во втором – об обыденном мышлении. Противоречие между ними вполне естественно и служит одним из источников развития мышления, направленного на принятие эффективных управленческих решений.
Экономическое мышление, как опосредованное познание корпоративной деятельности, выявляет наиболее существенные и закономерные связи между явлениями.
Уровень мышления определяется степенью познания этих связей, умением переходить от поверхностных, случайных, видимых невооруженным взглядом явлений к глубинным, наиболее существенным, закономерным, повторяющимся и значимым связям.Познание – усвоение – поведение – таковы основные ступени экономического мышления. Отмеченное касается его субъектов (и прежде всего лиц, принимающих управленческие решения).
На рис. 22 показана направленность исследования экономического сознания, мышления и управленческой деятельности, осуществляемой субъектами рыночных отношений.
Здесь – конкретно – выделены пункты:
- исследование сущности сознания;
- методологические основы исследования экономического сознания;
- основные направления исследования, их содержание и связь.
Направления эти имеют непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме. Это: сознание и культура (в том числе и экономическая), сознание и мышление, сознание и управленческая деятельность, имеющая непосредственное отношение к организации управленческого решения.
В качестве обобщения приведем основные положения, определяющие экономический образ мышления. Они выделены нами на основе критического анализа результатов исследования П. Хейне.
Положения эти следующие:
- Экономическое мышление отрицает подход в терминах «все или ничего».
- Экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей только действиям присущи затраты.
- Спрос – это понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать при этом.
- Ценой, которая уже уплачена, экономисты не интересуются, называя ее необратимыми затратами. В рамках экономического мышления это вообще не затраты, так как они не связаны ни с какой возможностью выбора.
- Правильный подход при расчете затрат заключается не в том, чтобы оглядываться на прошлое, а в том, чтобы смотреть вперед, в будущее.
- Слово «предельный» – фундаментально для экономического мышления, потому что экономические решения всегда предполагают предельные сопоставления.
- В ценах концентрируется колоссальное количество информации, суммирующей широкий диапазон альтернатив, и они, в свою очередь, направляют выбор тех, кто принимает решения.
- Вопрос не в том, что на самом деле более эффективно, а в том, у кого есть право принимать определенное (экономическое) решение.
- Для принятия решения первостепенное значение имеют ожидаемые предельные издержки, потому что они отражают сравнительные преимущества альтернативных решений.
- Ожидания руководят действиями субъектов экономических отношений. Формируют ожидание права собственности.
- Экономический рост состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства – всего того, что люди ценят лучшим примером этого является торговля (обмен).
- Экономическое мышление по своей сути – альтернативно-стоимостное.
- Источников прибылей являются менеджерские решения, предугадывающие будущее точнее других.
- Уделять внимание – значит отказываться от каких-либо ценных возможностей. Именно поэтому хозяйствующие субъекты ведут себя «невнимательно», когда они сами ничего не выигрывают.
- Формы конкуренции задают возможности размещения ресурсов и присвоения выгод от их использования.
- Когда правилами игры установлены понятные и устойчивые права собственности, они в неявном виде определяют, каким образом в процессе принятия решений будут оцениваться выгоды и издержки.
В качестве определенного заключения подчеркнем, что данные положения полностью согласуются с модельным представлением экономики принятия решений.
Можно также согласиться и с тем, что хозяйственные решения в большинстве случаев принимаются не по критерию максимизации денежного дохода и не исходя из чисто рациональных расчетов, а на основе сложного комплекса индивидуальных и коллективных предпочтений, опыта и интуиции субъектов.
Подчеркнем также, что психический склад субъектов экономических отношений весьма различен, и некоторая их часть действительно ставит во главу угла максимизацию денежного дохода, ограничивая и подавляя при этом другие жизненные потенции.
Такого рода субъектов называют экономическими субъектами, принимающими хозяйственные решения исходя из экономического образа мышления, о котором и шла речь выше.
- Концепция формирования и развития культуры управления трансакционными издержками корпоративной деятельности
- Оценка рейтингов трансакционных издержек и принятия решений по эмиссии ценных бумаг
- Трансакционные издержки на рынке мягких факторов корпоративной деятельности
- Трансакции как путь расширения сферы влияния экономического агента на результаты корпоративной деятельности
- Трансакционные издержки корпоративной организации как функция спроса на социально-экономические институты
- Культура управления трансакционными издержками корпоративной деятельности как объект институционального исследования
- Институциональная экономика принятия решений в сфере управления трансакционными издержками
- Теоретические основы сегментирования доверительности рыночных отношений в геомаркетинговой системе
- Роль доверительности рыночных отношений в экономике принятия решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу