Структурно-функциональная организация психических процессов

В современной психологической науке общепризнанным является тот факт, что психическая саморегуляция является сложной иерархически организованной системой, компоненты и структурные образования которой реализуют разные функции (Дикая, 2003; Прохоров, 2005; Моросанова, 2010; Голиков, Костин, 2014).

Большой вклад в научные представления о структуре и функциях психической регуляции внесли разработки А. В. Карпова и его научной школы

Согласно А. В. Карпову (2005, 2011), психическая саморегуляция поведения и деятельности человека осуществляется посредством процессов разного уровня сложности организации: первого — микроуровень, второго — мезоуровень и третьего — макроуровень (табл. 8).

Структурно-функциональная организация психических процессов

К первому, самому простому уровню организации относятся когнитивные, эмоциональные, мотивационные и волевые процессы. Эти процессы называют первичными, или традиционно выделяемыми, психическими процессами.

На втором уровне сложности находятся интегральные процессы, объединяющие группу регулятивных процессов: целеобразование, антиципация, программирование, прогнозирование, принятие решение, контроль и самоконтроль и группу метапроцессов: метакогнитивные, метаэмоциональные, метамотивационные, метаволевые и метарегулятивные процессы (планирование решения, контроль целеобразования и др.).

Третий уровень сложности организации психических процессов характерен для рефлексивных процессов: самовосприятия, самопознания, самоанализа и др.

В психологии наиболее изучены первичные процессы: когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные. Каждый из этих процессов выполняет определенную функцию (табл. 9). Однако данных функций недостаточно для обеспечения эффективного взаимодействия человека с окружающей средой.

Реализация такого взаимодействия осуществляется более сложноорганизованными процессами — интегральными, включая регулятивные и метапроцессы (Карпов, 2005).

Структурно-функциональная организация психических процессов

Интегральные процессы (регулятивные и метапроцессы) формируются в результате синтеза двух или больше, чем двух, первичных процессов и поэтому представляют собой более сложные системно-организованные образования (Карпов, 2005).

Функцией всех интегральных процессов является регулирование внешних форм деятельности и внутренней психической деятельности.

К числу основных характеристик интегральных процессов относятся предметность, субъективность и направленность на обеспечение адаптации (Карпов, 2011).

В состав интегральных процессов входят регулятивные процессы и метапроцессы.

Регулятивные процессы включают: целеообразование, прогнозирование, антиципацию, принятие решения, планирование, программирование, коррекцию и контроль. Эти процессы особенно интенсивно изучаются в научной школе исследований психической саморегуляции О. А. Конопкина и В. И. Моросановой.

К настоящему времени представителями данного научного центра и другими специалистами в большей степени изучены взаимосвязи регулятивных процессов с успешностью разных видов деятельности, а также особенности регулятивных процессов при разной выраженности определенных свойств личности. Взаимосвязи регулятивных и первичных процессов пока недостаточно конкретизированы.

Интересно
А.В. Карпов (2005) отмечает, что каждый регулятивный процесс выполняет какую-то одну функцию: целеобразование — постановка цели, программирование — разработка программы действий и т. п.

Благодаря этим функциям реализуется главная функция всей системы регулятивных процессов — организация и управление поведением и деятельностью.

Регулятивные процессы рассматриваются как функциональные звенья психической регуляции и характерны для любого вида деятельности — выполняя любую деятельность, человек ставит цель, принимает решение о начале или завершении деятельности, разрабатывает программу действий, контролирует и оценивает выполнение и др. (Конопкин,1995; Моросанова, 2010).

В состав каждого регулятивного процесса на разном уровне выраженности включены все первичные процессы: когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные (рис. 7). Именно организация первичных процессов (их определенная структура) приводит к формированию и актуализации регулятивных процессов (Карпов, 2005). Поэтому регулятивные процессы являются интегративными по своей природе.

Посредством регулятивных процессов осуществляется управление как внешней, так и внутренней деятельностью. Регулятивные процессы одновременно являются и процессами, и действиями, в отличии от первичных процессов, являющихся только процессами (табл. 10).

Первичные процессы организованы по принципу иерархии. Тогда как для регулятивных процессов характерен гетерархический принцип организации, при котором в определенной ситуации какой-либо процесс может занять главную роль и управлять остальными процессами (табл. 9).

Организация по принципу гетерархии является более гибкой, чем по принципу иерархии. А сочетание иерархически и гетерархически организованных процессов способствует более эффективной психической саморегуляции.

Структурно-функциональная организация психических процессов

Первичные процессы включаются в состав каждого регулятивного процесса, поэтому они являются регулятивно-полифункциональными.

Интересно
Среди регулятивных процессов каждый выполняет какую-то одну функцию, поэтому эти процессы называют регулятивно-монофункциональными (табл. 10). Интегрируя первичные процессы, регулятивные процессы становятся более сложноорганизованными по своим механизмам и функциям.

Таким образом формирование регулятивных процессов ведет к усложнению психической деятельности (Карпов, 2005).

Структурно-функциональная организация психических процессов

Метапроцессы объединяют две группы процессов: метапервичные (метакогнитивные, метаэмоциональные, метамотивационные, метаволевые) и метарегулятивные (планирование решения, прогноз коррекции, контроль программирования и др.).

К настоящему времени среди указанных метапроцессов наиболее изучены метакогнитивные процессы. (Остальные метапроцессы пока только выделены и кратко описаны).

Опираясь на работы А. В. Карпова (2005, 2011), можно утверждать, что метапроцессы регулируют определенную сферу психики с помощью одноименных данной сфере механизмов (табл. 11).

Метакогнитивные процессы представляют собой когнитивную регуляцию познания: мышление о мышлении, представление о памяти, память о внимании и др.

Метаэмоциональные процессы являются эмоциональной регуляцией эмоциональной сферы: эмоциональных реакций, настроения, переживаний.

Метаволевые процессы выступают как волевые регуляторы волевой сферы, в частности волевых усилий смелости, настойчивости, выдержки и др.

Метамотивационные процессы характеризуются как мотивационная регуляция формирования и актуализации мотивов.

Структурно-функциональная организация психических процессов

Необходимо отметить, что метапроцессы могут управлять не только одноименной сферой, но и принимать участие в регуляции других сфер психики. Известно, что, используя эмоциональную регуляцию, можно стимулировать или затруднять интеллектуальную деятельность, мотивацию и волевую регуляцию (Падун, 2010; Gross,1998; Thompson, 1994). С помощью волевой регуляции можно сдерживать «лишние эмоции» и сохранять мотивацию (Ильин, 2011; Kuhl, 1994).

Регуляция когнитивной сферы позволяет управлять эмоциями (Сагалакова, Труевцев, 2012; Wells, 2006). Таким образом, между различными сферами психики формируются тесные взаимосвязи, которые обеспечивают функционирование системы психической саморегуляции и целостность психической деятельности.

«Включение» какого-либо метапроцесса означает, что соответствующий первичный процесс используется как средство регуляции

Согласно А. В. Карпову (2005), метапроцессы являются «первичными по механизмам и регулятивными по функциям» (табл. 10). При этом метапроцессы могут различаться по направленности. Если механизмы первичного процесса направлены на регулирование себя самого (например, мышление о мышлении, память о памяти, решение о решении), то в таких случаях метапроцессы определяются как автопроцессы: метамышление, метапамять и др.

А если посредством механизмов первичного процесса регулируется другой процесс данной группы метапроцессов (например, мышление о памяти, память о внимании, планирование решение, решение о коррекции), тогда метапроцессы обозначаются как гетеропроцессы. (В своих работах А. В. Карпов описывает метакогнитивные автопроцессы и гетеропроцессы, а также метарегулятивные автопроцессы и гетеропроцессы. Но правомерно предположить, что разделение на автопроцессы и гетеропроцессы характерно и для метаэмоциональных, метамотивационных и метаволевых процессов).

Большую роль в функционировании метапроцессов играют рефлексивные механизмы. При актуализации метапроцессов определенный первичный процесс выступает как регулятор себя или другого первичного процесса. Тот процесс, который является объектом регулирования, должен отражаться. Поступление информации о регулируемом процессе осуществляется благодаря рефлексивным механизмам, «встроенным» в метапроцесс-регулятор (Карпов, 2005).

Реализация метапроцессов может быть как осознанной произвольной, так и неосознаваемой непроизвольной. В обычных ситуациях метакогнивные и метарегулятивные процессы часто реализуются неосознанно, переход на осознаваемый уровень происходит в трудных ситуациях (Чернокова, 2011).

А. В. Карпов (2005) вводит понятие регулятивный инвариант — система процессов, «необходимых и достаточных для порождения, организации и регуляции» целостного поведенческого или деятельностного акта (рис. 8).

В регулятивном инварианте фиксируются пространственная организация и хронологическая последовательность регулятивных (интегральных) процессов. В плане пространственной организации включенные в регулятивный инвариант процессы образуют замкнутый кольцевой контур — по Карпову, «регулятивное кольцо».

Формирование регулятивного инварианта является итогом упорядочивания пространственной и временной организации регуляторных процессов: целеобразования, планирования, программирования, контроля, коррекции и др.

Интересно
Замкнутость «регулятивного кольца» обеспечивается механизмами обратной связи, при этом реально полученные результаты сравниваются с идеальными целями и прогнозируемыми достижениями (Карпов, 2005).

В филогенезе и онтогенезе первые формирующиеся регулятивные инварианты обеспечивают реализацию внешней преобразующей деятельности.

Впоследствии сформированные для внешней деятельности регулятивные инварианты преобразовываются в саморегулятивные и переносятся на внутреннюю деятельность (рис. 9).

Структурно-функциональная организация психических процессов

Структурно-функциональная организация психических процессов

Появление саморегулятивного инварианта означает, что система регулятивных процессов, изначально сформированная для управления внешней деятельностью, начинает применяться для регулирования внутренней психической деятельности посредством планирования, программирования, контроля, оценки, коррекции и др.

Таким образом происходит деятельностное рефлектирование, система интегральных процессов трансформируется в систему метаинтегральных процессов, в результате синтеза которых возникает рефлексия (рис. 10).

Появление рефлексии свидетельствует о том, что регуляция деятельности становится осознаваемой и произвольной (Карпов, 2005).

Рефлексивные процессы организовывают интегральные процессы в метаинтегральную систему, обеспечивающую осознанное самоуправление внутренней психической деятельностью.

Как процесс рефлексия относится к высшему — третьему уровню сложности организации психических процессов (рис. 10).

На первом уровне сложности находятся первичные процессы: когнитивные, эмоциональные. волевые, мотивационные. Переход на второй уровень сложности осуществляется, когда первичные психические процессы трансформируются в интегральные, образуя структуры (в которых все они являются компонентами с разной выраженностью и различными взаимосвязями).

В свою очередь, интегральные процессы тоже усложняются при дальнейшем развитии психической деятельности: формируются регулятивные инварианты — системы, в которых планирование, программирование, контроль и другие процессы организованы по пространственно-временным параметрам для управления внешней деятельностью.

При дальнейшем усложнении происходит переход к третьему уровню: преобразование регулятивного инварианта в саморегулятивный — управляющий внутренней психической деятельностью с помощью системы регулятивных процессов (рис. 10).

Интересно
По своим механизмам и функциям рефлексия может проявляться не только как процесс, но и как психическое состояние рефлектирования, а также как свойство рефлективность (Карпов, 2004).

Посредством рефлексии обеспечивается функционирование сознания — реализуются самовосприятие, самопредставление, самопознание, самоанализ, самооценка, самоконтроль, целенаправленное и осмысленное поведение.

Структурно-функциональная организация психических процессов

Согласно концепции А. В. Карпова, развитие психических процессов происходит одновременно по «двум линиям»: первая — усложнение состава и структуры, вторая — совершенствование чувствительности к себе (рис. 11).

Структурно-функциональная организация психических процессов

Усложнение организации психических процессов сопровождается улучшением отражения и регулирования не только внешней, но и внутренней психической деятельности.

Развиваясь, психические процессы формируются в иерархически организованную систему, которая может перерабатывать внешнюю и внутреннюю информацию. В данной системе каждый психический процесс выступает и как регулятор, и как объект регулирования другими психическими процессами (Карпов, 2005).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)