Структурный функционализм: Толкотт Парсонс и теория социальной системы

Интерес Радклифф-Брауна и Малиновского к функционалистской объяснительной модели был в основе своей практическим. Функциональный анализ был для них прежде всего продуктивным способом упорядочения и осознания этнографического материала.

Исходным пунктом послужили определенные культурные элементы и социальные установления, и анализ заключался в поиске той функции, которую изучаемый феномен выполнял в данном обществе.

Есть и другой способ соотнесения структуры с функцией. Он состоит в изменении порядка действия, при этом начинают с постулирования некоторого количества необходимых функций, а затем посредством эмпирического анализа пытаются идентифицировать те структуры или части социальной системы, которые их выполняют.

Именно этот путь избрал Толкотт Парсонс, который в большей степени, нежели кто-либо иной сумел развить функционалистское направление в общую теорию общества.

Парсонс начал свою академическую карьеру с изучения биологии, собираясь позднее изучать медицину. Однако вскоре он заинтересовался экономией и социологией, что привело его к обучению в Лондонской Школе Экономики и Гейдельбергском университете.

Так он вступил в контакт с классической европейской традицией, которая в то время была сравнительно мало известна среди американских социологов. В особенности Парсонс изучал Макса Вебера, но он интересовался также Дюркгеймом и теориями Маркса о капитализме.

Однако он так и не включил идеи Маркса в свое мышление, как он сделал это с теориями Вебера, Дюркгейма и в определенной мере также с теориями итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето.

Взгляд классиков общественной науки на соотношение между экономикой и обществом был той сферой проблем, которой Парсонс остался верен на протяжении всей своей карьеры, так же как склонность к проведению органических аналогий, которую он приобрел, изучая биологию.

Когда в Гарварде он познакомился с биохимиком Л. Дж. Хендерсоном, он получил дополнительный стимул к работе с понятиями системы и равновесия, которые он уже начал развивать и которые частично позаимствовал у Парето.

Картина интеллектуального развития Парсонса была бы неполной, если не упомянуть, что его глубоко интересовали также теории Фрейда, но также и современных ему американских социопсихологов, как Элтон Мэйо, и их исследования социологии групп.

В первой крупной работе Парсонса «Структура социального действия», вышедшей в 1937 г., речь идет не о структурах и их функциях, а об индивидах и их действиях.

Парсонс показывает в этой книге, как четверо основных теоретиков социологии, Альфред Маршалл, Вильфредо Парето, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер, пытались ограничить характер социального действия, допуская националэкономию и утилитаристскую философию, полагающую, что рациональное приумножение пользы является естественным для человека, и потому может рассматриваться как тот элемент, из которого строится общество.

Парсонс же, напротив, считает, что социальное действие характеризуется тем, что оно нормативно регулируется, а также тем, что выбор действующим лицом своего действия происходит в рамках системы ценностей.

Связующим элементом тела общества служат не экономические отношения, а то, что делает их существование возможным: основополагающая общность ценностей и доверие к тому, что и другие будут выполнять правила игры. Без этого нельзя заключить ни один социальный контракт.

и не может сохраниться ни одно общество. Можно выразить ту же мысль по-другому, сказав, что общество в основе своей представляет собой нормативную общность.

Как же сохраняется эта нормативная общность? Парсонс развивает различные аспекты этого вопроса во многочисленных книгах и статьях. Важнейшие из них, (некоторые написаны в соавторстве), следующие: «Эссе по социологической теории» (1949), «Социальная система» (1951), антология «На пути к общей теории действия» (1951), «Рабочие записки по общей теории действия» (1953), «Семья, социализация и процесс взаимодействия» (1955), «Экономика и общество» (1956) и «Социальная структура и личность» (1964).

Здесь интерес Парсонса переходит от теории действия к теории общества. В этих работах он соединил понятия системы и равновесия, с которыми он познакомился в биологии и медицине, с тем понятием функции, которое он усвоил, изучая дюркгеймовскую социологию и английскую социальную антропологию.

Интерес к человеку как деятелю удовлетворяется у него тем, что элементы психоанализа, теории мотиваций и исследований по социализации вводится в структурные рамки.

Результатом этого стала величественная теоретическая система, социологическая картина мира, охватывающая ту структуру и те функции, которые, как считается, являются общими для всех социальных систем, больших и маленьких.

Он описывает также, как они поддерживаются действующими индивидами, которые одновременно и сами формируются системой.

Таким образом, индивид и сочетание индивида и структуры получают в социологии Парсона самостоятельное и центральное место.

Однако на самом деле амбиции Парсонса шли еще дальше. Он ставил себе целью ни много ни мало разработать общую схему понятий для анализа поведения всех живых организмов.

Эту схему Парсонс развивал в сотрудничестве с социологами, психологами и антропологами Кафедры социальных отношений в Гарварде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)