Структурализм и функционализм. Андерс Боглинд

Один из путей от функционализма и дюркгеймианской социологии к американскому структурному функционализму проходил через социальную антропологию.

Эмпирический фундамент социологии религии и познания у Дюркгейма и его учеников был в значительной степени заложен английскими и американскими антропологами, которые совсем иным образом, чем могли бы ожидать их французские коллеги, подходили к интерпретации фактов, полученных в результате длительных и тщательно документированных полевых экспедиций.

В двадцатых и тридцатых годах XX века британские антропологи, выезжавшие на работу в поле, начали проявлять интерес к созданию на основе своих этнографических описаний теоретического направления.

Двумя самыми выдающимися из них были Бронислав Малиновский (1884—1942) и А. Р. Радклифф-Браун (1881—1955). Обширные полевые исследования у них сочетались с теоретическим развитием антропологии, прежде всего, при помощи функционалистических рассуждений.

Считается, что именно Малиновский первым предложил термин «функционализм», а роль Радклифф-Брауна была велика в распространении понятия «структурный функционализм».

В относительно мало развитых теоретических дебатах по антропологии в то время доминировал вопрос происхождения и развития различных культур и общественных форм, который разрешался либо теориями внутреннего развития, эволюции, либо теориями распространения культурных аналогий, диффузии.

Теперь же Малиновский и Радклифф-Браун утверждали, что более плодотворно ставить вопрос о структуре культур и о функциях культурных элементов в структуре, чем строить предположения о том, как они возникли.

Тем более, что антропологи часто изучают общества, не имеющие письменности, и потому у них отсутствуют данные и документы, которые более или менее необходимы для традиционного исторического анализа.

Малиновский провел обширные полевые исследования островов западной части Тихого океана. Он был также продуктивным писателем, книги которого, например, «Аргонавты на западе Тихого океана» и «Коралловые сады и их магия» нашли читателей далеко за пределами круга археологов.

Его яркие описания тоже были составлены в рамках функционалистических толкований. Примером его анализов могут служить функции магии при различных видах практической деятельности, анализ, который по сию пору считается классикой антропологии.

На островах Тробриана он наблюдал, как выход на рыбалку за пределы рифа сопровождался обширными магическими ритуалами и церемониями, которые призваны были умилостивить властные силы, в то время как лов рыбы в лагуне проходил без всяких намеков на магию.

К магии прибегают, утверждал Малиновский, когда важные обстоятельства находятся вне обычных технических возможностей человека и его контроля. Ловля рыбы в пределах рифа сравнительно безопасна и предсказуема.

Даже если ее исход бывает различным, это зависит главным образом от компетенции самого рыбака. С выходом в океан дело обстоит по-другому. Результат рыбалки в океане неясен и, кроме того, она представляет опасность.

Все знают, что многие рыбаки простились с жизнью, оказавшись в непогоду далеко от земли. Но иногда все-таки приходится покинуть лагуну, чтобы добыть пропитание. Возникает страх. Можно приглушить страх, а может быть даже уменьшить опасность этой рыбалки совместным трудом.

Совместный труд требует сплоченности. Одним из способов достижения сплоченности служат совместные ритуалы и церемонии.

Пример показывает, что Малиновский увязывает свое понятие функции с индивидуальными потребностями. Малиновский утверждает, что все элементы культуры и социальные институты соответствуют психологическим и органическим потребностям индивида.

Однако при изначальной социологической постановке проблемы речь шла о значении элементов культуры для общества, или в более конкретном выражении, для социальной сплоченности. Это исходный пункт Радклифф-Брауна.

Он утверждает, что самой главной целью является выживание общества. Такое выживание предполагает необходимую меру сплоченности членов этого общества. Функция социальных институтов —способствовать социальной сплоченности.

Радклифф-Браун отмечал, что представление о существовании у общества потребностей или жизненных условий, имплицитно заложено в аналогии с организмом.

Для доказательства органической аналогии он попытался произвести систематическое сравнение биологических и социальных организмов.

Радклифф-Браун определяет общество как социальные структуры с определенным постоянством. В биологии те процессы, которые поддерживают структурное постоянство посредством обмена с окружающей средой, называются «жизнью».

Жизнь общества предполагает, что его структуры функционируют. Функция повторяющихся действий, как, к примеру, похоронный ритуал, или наказание за преступление тождественна тому вкладу, который она вносит в поддержание структурного постоянства.

Одновременно он считает, что имеются различия между жизнью биологической структуры и общественной жизнью, и это приводит к тому, что органическая аналогия не может проводиться сколь угодно далеко.

Например, общество может по своей структуре изменяться таким образом, который не находит соответствия среди биологических организмов.

Функциональный анализ строится на гипотезе о функциональном единстве, то есть на том, что все части социальной системы функционируют совместно — с достаточной степенью гармонии и внутренней согласованности, не порождая постоянно конфликтов, которые нельзя ни решить, ни урегулировать.

Но это гилотеза, которую нужно подкрепить эмпирическими исследованиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)