Структура современного рыночного хозяйства

Модель равновесного рынка позволяет прогнозировать результаты внешнего вмешательства в экономику. Государство при попытке регулировать экономику может вводить цены «пола» и цены «потолка».

Если государство вводит цены «пола», то оно устанавливает гарантированный минимум рыночных цен.

Как правило, такие цены устанавливаются на товары, обеспечивающие экономическую безопасность страны. Цены «потолка» вводятся, когда государство ограничивает верхний ценовой предел.

Как правило, в экономике в этом случае может возникать рыночный дефицит.

Рыночное хозяйство – это совокупность организационных и правовых норм, обеспечивающих через куплю продажу взаимодействие продавцов и покупателей.

Структура рынка делится по объектам рыночного обмена:

  • потребительский рынок;
  • рынок ресурсов;
  • рынок товаров и услуг;
  • рынок ценных бумаг и валюты;
  • инновационный рынок – на нем осуществляется продажа патентов и лицензий;
  • информационный рынок.

По соответствию действующему законодательству выделяют легальный и нелегальный рынок. По характеру продаж рынок делят на оптовый и розничный.

По экономическим субъектам рынок делится на:

  • рынок покупателей;
  • рынок продавцов;
  • рынок посредников.

Для того, чтобы рынок действовал без сбоев и при минимальных организационных затратах формируется рыночная инфраструктура, которая представляет собой совокупность рыночных механизмов, обеспечивающих нормальное товародвижение в экономике.

Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:

  • Биржа – это форма организации оптовой торговли однородными массовыми товарами.
  • Банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды – все они работают на финансовом рынке и превращают сбережения в инвестиции.
  • Аудиторские фирмы обеспечивают независимую внешнюю ревизию деятельности фирм.
  • Консалтинговые фирмы на платной основе консультируют частные фирмы и разрабатывают для них стратегические вопросы поведения на рынке.

Таким образом, равновесная цена – это результат взаимного компромисса между продавцами и покупателями. Если кривая спроса смещается вверх, то равновесная цена и равновесный объем продаж растут. Если происходит падение спроса, то это приводит к снижению равновесной цены и равновесного объема продаж.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)