Статистика преступлений в области охраны объектов наследия

Официальная статистика не полностью отражает криминогенную ситуацию с памятниками истории и культуры. Как показывает изучение правоприменительной практики, правоохранительные органы не всегда возбуждают уголовные дела по данной статье даже при наличии к тому оснований, о чем будет упомянуто ниже. Во многих случаях правоприменителям трудно отличить друг от друга административно наказуемое и уголовно наказуемое посягательства на памятники.

Анализ дел об административных правонарушениях, рассмотренных Инспекцией по контролю за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов наследия Комитета по культурному наследию Москвы (ныне Департамент культурного наследия Москвы), свидетельствует, что частыми нарушениями, которые допускаются пользователями памятников, являются незаконные, проводимые без соответствующего разрешения хозяйственные и строительные работы (100% изученных дел); установка кондиционеров и камер видеонаблюдения на зданиях (62%);

Внутренние перепланировки помещений (58%); замена дверных и оконных заполнений на стеклопакеты (60%); замена деревянных лестниц на металлические (12%); демонтаж напольного покрытия (25%); снятие потолочного покрытия (10%). В тех случаях, когда подобные работы сопряжены с изменением (нарушением) предмета охраны объекта культурного наследия, имеются основания для возбуждения уголовного дела по ст. 243 УК РФ.

Интересно
Правда, на практике возникают трудности при квалификации, когда в предмет охраны входят элементы, требующие в силу ветхости, аварийности или по другим причинам замены, когда реставрация таких элементов невозможна. По “возрасту” пострадавшие памятники распределились так: объекты культурного наследия XVI – XVII вв. – 10%; XVII – XVIII вв. – 12%; XVIII – XIX вв. – 50%; XIX в. – 37%; XX в. – 25%.

По категориям деление следующее: памятники федерального значения – 44%; памятники регионального значения – 49%; выявленные объекты культурного наследия – 7%. В 44% дел применялось федеральное законодательство об административной ответственности за причинение вреда памятнику; в 56% – региональное.

Можно выделить следующие антропогенные угрозы памятникам истории и культуры, имеющие преступный характер. Войны и вооруженные конфликты. Необходимость защиты религиозных ценностей во время войн была озвучена еще древнегреческим историком Полибием: “Законы и право войны обязывают победителя разрушать и уничтожать крепости, укрепления, города, население, суда, ресурсы и все другое, принадлежащее противнику, чтобы подорвать его мощь и усилить мощь победителя. И хотя из этого можно извлечь определенную пользу, никто не может отрицать, что предание бессмысленному уничтожению храмов, статуй и других священных сооружений является актом безумия”.

В годы Второй мировой войны немецко-фашистские оккупанты с особым остервенением пытались уничтожать древние русские города, сохранившие памятники древнерусского искусства. На Нюрнбергском процессе помощник главного обвинителя от СССР М.Ю. Рагинский говорил о варварских разгромах Новгорода, Пскова и Смоленска. Гитлеровские захватчики не только разрушили в Новгороде много ценнейших памятников русского и мирового искусства XI – XII вв., но и весь город превратили в груду развалин.

В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, построенном в начале XII в., фашисты разрушили своды и стены башни собора с фресками XII в. Гитлеровцы превратили в руины Псков, уничтожили исторические памятники XII в. древнего Смоленска, сожгли Спасскую, Духовскую и Покровскую церкви, взорвали Верхне-Никольскую и Введенскую церкви Авраамиева монастыря.

Достаточно в связи с этим вспомнить лишь одну фразу А. Гитлера: “Памятники искусства на Восточном фронте не имеют значения и подлежат разрушению… у славян не может, а главное – не должно быть культуры”. Руководствуясь словами фюрера, оккупанты не щадили никаких культурных ценностей на захваченных территориях Советского Союза.

Интересно
Гитлер одобрил Приказ командующего 6-й германской армией генерал-фельдмаршала В. фон Райхенау “О поведении войск на Востоке”, в котором говорилось, что “войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для стоянок воинских частей. Все остальное должно быть уничтожено. Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения”.

Террористические акты. Как известно, суть терроризма заключается в устрашении, насаждении паники, чувства отчаяния и безысходности. Уничтожение или повреждение символа национальной культуры в ходе террористического акта имеет далеко идущие разрушительные последствия, вызывает чувство национального унижения, краха.

Нельзя не привести в связи с этим слова основателя социальной психологии Г. Лебона: “Эпидемия инфлюэнцы, унесшая… в Париже около 5000 жертв, очень мало подействовала на народное воображение. Эта настоящая гекатомба не выразилась какими-нибудь естественными образами, и на нее указывали лишь ежедневные статистические отчеты.

Но какой-нибудь другой крупный несчастный случай, например падение Эйфелевой башни, причем если бы погибло не 5000 человек, а всего 500 человек, но зато единовременно и в общественном месте, подействовал бы гораздо сильнее на воображение толпы… Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять”

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)