Стандартизация как один из инструментов управления конкурентоспособностью

Согласно ISO 8402 стандартизация —деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Введенный в 1993 г. Закон РФ “О стандартизации” предусматривает установление норм, требующих государственного регулирования на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.

Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развитии науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Основным документом, регламентирующим перечисленные вопросы, является стандарт.

Стандарты могут быть следующих видов:

  • международный стандарт (МС);
  • европейский стандарт (EN);
  • государственный стандарт стран СНГ (ГОСТ);
  • государственный стандарт России (ГОСТ Р);
  • региональный стандарт (например, РСТ);
  • отраслевой стандарт (ОСТ);
  • стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т.п. (СТП).

После аббревиатуры указывается шифр системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через тире — год утверждения стандарта. Например, ГОСТ Р 40.002—96 “Система сертификации государственных стандартов России. Регистрация систем качества. Общие положения”.

Каждый стандарт действует на уровне утвердившей его иерархии. Например, государственные стандарты России действуют на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.

Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос и так до уровня фирмы.

Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и др. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, переведенными без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и др. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.

Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.

Результаты стратегического маркетинга передаются на следующую стадию жизненного цикла объекта — стадию НИОКР, поэтому необходимо знать систему документов по стандартизации, применяемой на этой стадии.

В настоящее время действуют следующие межотраслевые системы стандартов:

  • Государственная система стандартизации (ГСС);
  • Единая система конструкторской документации (ЕСКД, ГОСТ серии 2);
  • Единая система технологической документации (ЕСКД, ГОСТ серии 3);
  • Система показателей качества продукции (ГОСТ 4);
  • Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП, ГОСТ 14);
  • Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП, ГОСТ 15);
  • Система стандартов в области охраны природы (ГОСТ 17);
  • Единая система программной документации (ГОСТ 19);
  • Комплексная система общих технических требований (ГОСТ 20);
  • Система технической документации на автоматизированные системы управления (ГОСТ 24);
  • Государственная система “Надежность в технике” (ГОСТ 27);
  • Система технического обслуживания и ремонта техники (ГОСТ 28);
  • Система стандартизации в области эргономики и технической эстетики (ГОСТ 29, ГОСТ 50);
  • Система стандартизации вычислительной техники (ГОСТ 54);
  • Системы качества (ГОСТ 40) и др.

В рамках ЕОК (Европейской организации по контролю качества) разработан рекомендательный стандарт ЕОК 6—89 “Словарь терминов, используемых в области общего руководства качеством”, Рекомендации EQS 147— 92 “Проведение аудит-проверок и сертификации систем качества” и др.

В рамках Евросоюза действуют системы евростандартов EN серии 29000 по системам качества, EN серии 45000 — по испытаниям, аттестации, сертификации и аккредитации и др.

В рамках мирового сообщества действуют международные стандарты по финансовой отчетности, введенные в 1975 г., по системам качества ISO 8402 — серии 9000, введенные в 1987 г., по аудиту качество — ISO серии 10011 и др. Большинство перечисленных стандартов регламентируют соответствующие процессы на стадии производства объектов.

Управление конкурентоспособностью объектов охватывает, с одной стороны, проблемы обеспечения качества, ресурсосбережения, изучение инфраструктуры внутренних и внешних рынков, с другой — все общие функции управления—стратегический маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию, регулирование, и с третьей — все стадии жизненного цикла управляемых объектов, начиная со стратегического маркетинга, НИОКР и заканчивая утилизацией отработанного объекта.

Сложность системы управления конкурентоспособностью объектов требует еще более широкой и глубокой стандартизации разных аспектов проблемы. Актуальность возрастает в связи с развитием гиперконкуренции, международной кооперации, глобализации рынков.

Давно ждут решения международные проблемы стандартизации на основе жесткой унификации, взаимозаменяемости, ресурсосбережения и обеспечения качества в области метрологии, электротехники, систем коммуникаций и учета, терминов и понятий, аудита, консалтинга и т.д.

В настоящее время вообще отсутствуют унифицированные и стандартизованные в рамках мирового сообщества терминология, методы анализа, Прогнозирования, оценки, оптимизации экономических и управленческих процессов. Сколько источников — столько и понятий, алгоритмов, методов, способов решения или понимания одного и того же вопроса. В полной мере это относится и к терминологии, методам, способам, применяемым в стратегическом маркетинге. Пожалуй, нами сделана первая попытка стандартизации понятийного аппарата, научных подходов, принципов, алгоритмов и методов управления конкурентоспособностью объектов но стадии стратегического маркетинга. Без решения этих проблем стратегический маркетинг не сможет выполнить свои функции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)