Средства научного исследования

В ходе развития науки разрабатываются и совершенст-вуются средства познания: материальные, математиче-          ские, логические, языковые [29]. Кроме того, в последнее       время к ним, очевидно, необходимо добавить информаци-онные средства как особый класс. Все средства познания —  это специально создаваемые средства. В этом смысле ма-териальные, информационные, математические, логиче-           ские, языковые средства познания обладают общим свой- ством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосно-вывают для тех или иных познавательных целей.

Материальные средства познания  — это в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования — наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов.

Использование материальных средств познания в науке вообще — микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

В педагогике пока что, к сожалению, специальные научные приборы используются редко. Однако, во-первых, например,  секундомер  или  обычные  часы  —  а  это измеряющие приборы — являются непременным атрибутом практически  любого  педагогического  эксперимента.

Во-вторых,  организация любого достаточно сложного эксперимента в образовании, например, создание школы нового типа, может потребовать строительства здания особой архитектуры, оснащения школы специальным оборудованием и т.д., что в какой-то мере опосредованно также будет являться средствами педагогического познания.

Информационные средства. Массовое внедрение в образование вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций не только коренным образом преобразует учебный процесс, но и, вслед за  этим, делает их средствами педагогического познания. 

Математические средства познания.  Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.

Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет     глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, получить точность и строгость суждений.

Причем, математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные,  т.е. такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности.

Математические средства используются так же как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).

В описательных науках, в том числе в педагогике, на сегодняшний день пока наибольшую роль играют средства математической статистики.

Логические средства. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:

— каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективноистинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?

— каким логическим требованиям должно удовлетво-  рять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?

— как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в педагогике и связанной с ней психологии)?

— каким образом строить научную теорию, позволяю-щую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?

Использование логических средств в процессе построе-ния рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные — от истинных, путаницу — от противоречий.

Языковые средства.  Важным языковым средством познания являются правила построения определений понятий (дефиниций).

Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языка, при помощи которого исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий.

Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

В педагогических исследованиях существенную роль,   как правило, играет соотнесение исследователем языка педагогики со специфическими языками смежных наук — психологии, социологии, последнее время — информатики.

Кроме того, для исследований в области сравнительной педагогики важное значение имеет сопоставление понятийного педагогического аппарата в русском и иностранных языках, поскольку даже ключевые понятия: «обучение», «воспитание», «развитие» и т.д. переводятся с одного языка на другой далеко не однозначно.

Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)