Сознание как высшая форма человеческой психики

Сугубо качественной особенностью человеческой психики, непосредственно связанной с вышеперечисленными, выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения.

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознании выделяются две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету.

Обычно вне участия сознания человеку в образе дан просто мир. Когда же субъектом отражаются в разделенном качестве мир и «картина» мира, нам предстает работа сознания. Описательно феноменология сознания сводится, таким образом, к тому, что в сознании мир как бы презентируется, представляется субъекту отражения.

Вы, например, читаете книгу, проникаясь ее сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в вагоне метро. В вашей психике отражены
события, описываемые в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот вы подъехали к станции, на  которой нужно выходить, и на мгновение «включается» сознание: это метро,
это книга, это «Я», который туда-то едет и то-то читает. Вы видите себя как бы со стороны, выделяетесь из объективно существующих условий, а потому они предстали перед вами в сознательном образе. Вы
как бы понимаете, что метро, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше погружение в чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реально, вне зависимости от личности существующего бытия.

Нельзя принять и познать Мир, не выделив в нем себя, не вычленив из отраженного мира субъективное «Я» как объект и как связанное с ним переживаемое отношение. Но такая высшая, двухплоскостная, осознанная субъективность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. Они всегда сосуществуют в своем единстве, в отношениях. C.JI. Рубинштейн отмечал, что наличие
сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания невозможно истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим. Сознание категорически не сводимо к сумме, к системе знаний и значений, которые
представляют собой лишь одну отражательную плоскость сознания — объективную. В проекции субъективной плоскости сознания представлены смыслы, или личностные, индивидуализированные значения. Феномен сознания описывается на пересечении двух этих плоскостей психического отражения.

Вопрос о происхождении, природе и сущности сознания всегда являлся одним из центральных и дискуссионных для психологии и философии. Исходя из существующей диалектико-материалистической конструкции, рассмотрим сознание в контексте известной «формулы» К. Маркса ( 1818 — 1883), согласно которой «бытие определяет сознание». Подчеркнем, что данная схема согласно классике одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Реальные связи, отношения бытия и сознания являются диалектичными, взаимообусловливающими. Связи сознания и жизни неисчислимы и многолики, как сама жизнь, как мир, как человек. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми, поэтому всякая реальная деятельность, осуществляемая человеком, может быть как распределена между несколькими людьми, так и выполняться напрямую совместно. Отсюда возникает собственно психологичский аспект проблемы.

Поскольку даже индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель,
как то, что достигается в результате совершения единичного, промежуточного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение или отношение в деятельности мотива и цели порождают смысл как некую составляющую, «единицу» сознания.

Рассмотрим хрестоматийный пример процесса возникновения сознания, иллюстрированный А.Н. Леонтьевым на ситуации охоты первобытных людей. Для того чтобы заполучить крупного зверя, люди предварительно договариваются и распределяют (во времени и в пространстве) сложную деятельность охоты. Вначале они вырывают в нужном месте глубокую яму, тщательно маскируют ее. Затем разделяются на две группы: загонщики и сидящие в засаде возле ямы.

Проведем некий психологический анализ «деятельностей» двух образовавшихся групп охотников. Мотивом деятельности загонщиков выступает мясо, которое реализует их потребность в еде. Цель —
как можно больше шуметь, чтобы загнать зверя к вырытой яме. Охотники кричат, стучат по деревьям и т.п. Такой шум сам по себе для удачной охоты бесполезен и приобретает разумный смысл, только будучи соотнесенным со всей ситуацией устроенной охоты, с согласованными действиями других людей. Загонзики шумят, потому что знают о существовании засады. Они выбрали цель «шуметь», так как она в созданных условиях охоты отвечает их мотиву.

Деятельность находящихся в засаде побуждается тем же мотивом. Однако цель их действий прямо противоположна тому, что делают загонщики. Это соблюдение тишины является бессмысленным, если не существует действий группы загонщиков. « Неподвижность» в засаде имеет смысл, поскольку работает на мотив совместной деятельности охоты. Что значимо необходимо для других людей, значимо целесообразно и для индивидуального исполнителя конкретной деятельности: и для загонщика, и для сидящего в засаде. Гипотетически описанная совместная охота требует наличия речи, планирования, подготовки. Это возможно лишь с участием сознания, разделяющего в психическом образе объективно существующее и мысленно, субъективно предполагаемое. Ожидаемое буду­щее разводится от наличной реальности, как разъединяются исходный мотив и конкретная цель.

Сознание необходимо и для изготовления орудий труда. Реализуемые действия следует распределить во времени: сегодня — подготовка каменного топора, завтра — охота. Требуется распределение действий в пространстве, в группе людей: дифференцируются общественные роли профессиональных охотников, ремесленников, лекарей, служителей культа. Изменившееся, разросшееся сознание существенно меняет само бытие общества и человека. Многократное, разнонаправленное «высвечивание» единичных смыслов, их реализация в действии перестраивает и сознание, и психику, и жизнь. Отныне психический образ распался надвое: объективный мир и пристрастное отношение к нему индивида.

В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

  • чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное. Существует, по-видимому, некий психо­ физиологический минимум чувственного содержания, без которого человек находится просто в бессознательном состоянии (следствие болезни, наркоза, обморока). Чем богаче и разнообразнее чувственная ткань образа, тем больше возможностей для «разделительной» функции сознания;
  • значение — это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания. Последнее есть более или менее полное знание конкретным индивидом практически  бесконечного абстракта общечеловеческого понимания значения. Например, в систему значения феномена (или слова) «партия» входят такие трактовки: « политическая организация», «группа геологов», «стадия спортивной игры», «набор товаров», « супружеская пара» и т.д. Для полного описания значения требуется обращение ко всем существующим печатным изданиям, в которых проявляются всевозможные оттенки и связи обозначаемого многозначного и целостного явления;
  • смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?». В результате объективное знание пронизывается пристрастностью, отношением, субъектностью и становится сознанием, перерастает в него психологически, личностно. Значение становится как бы живым, реально задействованным. Оно превращается в смысл, другими словами, в одно из значений, выбранных личностью в условиях социально организованной, распределенной человеческой деятельности.

Как объективное знание, принадлежащее всему человечеству, значение относительно постоянно и меняется по законам познания. Субъективный смысл еще более переменчив, поскольку рож дается и существует в конкретной личности и деятельности, в динамичной ситуации жизни. Смысл как бы путешествует по системе значений, но и сам оказывает на нее определенное собственно психологическое влияние.

Смыслом описанного ранее действия «шуметь» может быть отпугивание или, напротив, призывание к себе, выражение радости или гнева, отвлечение и т.д. Это зависит от мотива общей деятельности, в которую входит данное действие, от особенностей личности или группы людей, которые деятельность планируют и фактически реализуют.

В структуре сознания объективное значение и субъективный смысл, разумеется, не совпадают. Сложные межплоскостные отношения между ними определяют собой специфику всякого индивидуального сознания. Личности присущ некий оптимум таких объективно-субъективных отношений, и в случаях его нарушения в психологии принято говорить о явлениях дезинтеграции сознания, когда между значением и смыслом существуют резкие противоречия, очевидные несоответствия.

Вот простейший пример, имеющий выраженную социальную природу. Автослесарь, зарабатывающий на жизнь ремонтом чужих машин, хорошо понимает, что в систему значений его работы входит исправность и надежность автомобиля, удовольствие его владельца и т.д. Но одним из таких значений является получение материального вознаграждения за проделанную им работу. Деньги нужны слесарю для содержания семьи, и в этом основной смысл его деятельности. Тогда, завершив ремонт, даж е получив в результате профессиональное удовлетворение, человек мечтает, чтобы автомобиль скорее сломался снова, чтобы предоставить новую возможность для заработка. Налицо явное противоречие объективного значения и субъективного смысла данной трудовой деятельности человека, т.е. проявление дезинтеграции сознания.

Таким образом, жизненное разнообразие, объемность, целостная и системная организация отношений между значением и смыслом выступают одной из важнейших индивидуальных и личностных особенностей психики. Знания у людей могут быть достаточно похожими, почти одинаковыми, но сознание как отношение к знанию всегда уникально.

Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек.

Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания.

  1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира. В онтогенезе психики и личности он вначале расширяется, затем (параллельно) может сужаться. Человек осознает лишь то, что входит в его реальное бытие, с чем он имеет материальные или мысленные, идеальные взаимодействия, взаимоотношения. Первые «Я» ребенка построены на довольно узком круге сопоставлений с самыми близкими взрослыми. Это известная цепочка: «Я — ты — мы — они» и т.д. Круг осознаваемого мира расширяется вместе с развитием реальной самостоятельности ребенка, личности целом. Усложняется, качественно и количественно перестраивается чисто «потребительское» отношение к миру, к другим людям. Человек принимает и осознает объективную значимость все более широкого круга явлений, в которых он существует и действует. Когда ребенок, слезно и грозно требует от матери срочной покупки красивой игрушки, выставленной в витрине магазина, то он вовсе не обязательно «скандалист». Он просто не осознает, не разводит объективного значения и собственного для него смысла данной игрушки. Ребенок не в состоянии осознать наличия других «зачем», самого их объективного соотношения. Суть заключается не в возрасте, а в реальном устройстве и ходе конкретной человеческой жизни. Ребенок может и не разделять общее значение своего родителя и какой-то один, субъективный смысл собственного использования этого человека. Родитель в таком случае как бы не входит в круг осознаваемых явлений, субъективный смысл ребенка подавляет собой объективно существующее значение. Сознание формирует соответствующее поведение человека, во многом определяет бытие и мировосприятие. Ф акт сужения круга осознаваемого возможен, к примеру, такж е вследствие болезни, когда для нездорового человека окружающие люди «теряют» все свои объективные значения, кроме субъективного для больного смысла оказания помощи, всемерной опеки, ухода за ним. Процесс осознания можно считать особой формой напряженной душевной работы: интеллектуальной, личностно и эмоционально насыщенной, наполненной дискуссионными этическими и нравственными моментами. Например, одно дело — осознать (сделать предметом внимания) то, как вы в данный момент держите свои руки.
  2. Второе направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании. Данные отношения и взаимодействия могут усложняться и упрощаться, сужаться и расширяться. исчезать и появляться, ослабевать и крепнуть. И все это — категории прежде всего качественные, содержательные. Здесь различаются три взаимозависимых источника возможных изменений: за счет значений, посредством смыслов, путем изменения отношений и связей между ними. В обеспечении названных изменений работают разные психологические процессы и механизмы. Расширение системы значений осуществляется за счет познания, приобретения жизненного опыта, путем научения и обучения. Смысл создается в самой структуре деятельности человека, в отношениях мотива и цели. Субъективному смыслу обучить нельзя, он формируется в самом индивиде и самим индивидом посредством приращения, переустройства потребностно-мотивационной сферы личности, поведения и деятельности, путем изменения их психологической структуры. О тнош ения и связи значения и смысла являются взаимными, многосторонними, динамичными. Известно, что смысл выражается в значениях (А.Н. Леонтьев), но и значения создаются, существуют за счет наличия тех или иных смыслов.

Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание. Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)