Создание программы исследования

Вторым и последним этапом стадии конструирования  научно-педагогического исследования является создание программы (методики) исследования.

Методика — это документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, его цели, гипотезы, задачи методологических основ и методов исследования (все это мы рассмотрели раньше).

Кроме того, создание методики исследования включает в себя еще планирование, т.е. раз-работку временного графика выполнения намеченных работ.

Хотя многие научные работники весьма скептически     относятся к планированию научных исследований, опыт показывает, что планирование является полезным организующим, в том числе самоорганизующим началом.

Говоря о планировании, необходимо иметь в виду два вида планов:  планирование индивидуального научного исследования; планирование коллективного исследования.

Индивидуальное планирование.  Следует отметить, что разработка планов исследования требует определенного навыка, который приходит с годами. У начинающего исследователя такого опыта нет, поэтому на первых порах ему нужен опытный консультант, научный руководитель.

В качестве курьеза автор может вспомнить как он, будучи младшим научным сотрудником, принес своему научному руководителю проект своего первого годового плана работы: его реализация в дальнейшем заняла 23 года и закончилась защитой докторской диссертации! 

Вопросы планирования  коллективного исследования, поскольку их невозможно оторвать от вопросов организации таких исследований, мы рассмотрим ниже, в отдельном параграфе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)