Создание новой армии и флота

Поражение под Нарвой стало толчком к началу реформы вооруженных сил. Тогда Петр начал создавать фактически новую армию. Ее главной особенностью стало «регулярство». Под этим словом понимали строгую войсковую организацию, пожизненную службу, суровую дисциплину, постоянную учебу и подготовку солдат и офицеров в соответствии с ясными и четкими уставами.

Поначалу в армию попало много добровольцев, особенно из холопов и крестьян, но с 1705 г. начались наборы рекрутов из крестьян. Среди офицеров немалую часть составляли иностранцы, но постепенно в боях вырастали и свои офицеры, а также военачальники. Среди них особо прославились фельдмаршал Б. П. Шереметев и генерал князь М. М. Голицын. Годы тяжелой войны сделали и из самого Петра I отличного полководца, стратега и военного организатора. Свои обширные военные знания и опыт передовых армий того времени царь обобщил в знаменитом «Военном уставе» 1720 г., легшем в основание военной организации армии в XVIII в.

За непостижимо короткое время Петр сумел построить на Балтике военно-морской флот. С 1702 г. корабли строили на верфях, возведенных по берегам Ладоги. Потом корабли перегоняли в Петербург, но в 1705 г. в самом городе построили Адмиралтейство, со стапелей которого спустили основную массу кораблей образованного тогда же Балтийского флота.

Поначалу в нем были лишь небольшие корабли и яхты. Их делали на скорую руку, из сырого леса. Экипажи судов, составленные кое-как, были плохо обученными. Но постепенно корабли становились все надежнее, а действия первой эскадры, базировавшейся в основанном в 1704 г. Кронштадте, – все смелее. К концу петровского царствования на стапелях Адмиралтейства начали закладывать огромные 90–100-пушечные корабли, которые могли выходить в Мировой океан.

По соседству, на обширном Галерном дворе, строили десятки гребных судов – галер, весьма пригодных для войны в шхерах и у мелководного побережья Финляндии и Швеции. Как раз умелое использование галер и принесло России первую в истории морскую победу 27 июля 1714 г. при мысе Гангут.

Кораблестроение оставалось самым любимым делом Петра. Он сам, будучи корабельным мастером от Бога, вникал во все тонкости строительства кораблей, заботился о флоте и моряках и в письмах нежно называл корабли своего флота «детками».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)