Современный социум и новое образование

Идеи ассимиляции и педагогического этноцентризма, этнокультурного образования в мировой педагогике с 70-х гг. прошлого века постепенно стали вытесняться концепциями диалога культур, прежде всего, кросскультурного (интеркультурного, межкультурного) и поликультурного (мультикультурного) образования.

В мировом образовательном пространстве эти концепции приобрели популярность в пределах тех или иных многонациональных социумов. Если в Евросоюзе отдают предпочтение кросс-культурному образованию, то в США, Австралии, Канаде и России — мультикультурному (поликультурному) образованию.

Генезис и характеристики педагогических идей кросскультурализма и мультикультурализма имеют общие черты, но, вместе с тем, заметно различаются. Адепты, авторы, последователи этого подвергают сегодня резкой критике идеи и концепции монокультурного образования.

Утверждается, что подобные концепции и идеи не учитывают сложность и динамичность культур, возможность их взаимопроникновения и конвергенции. В то же время, пропагандируя кросс-культурный и мультикультурный подходы, их авторы по-разному определяют перспективы диалога культур в сфере образования в многонациональном социуме.

Идеи кросскультурного образования особенно популярны в Западной Европе. Его теоретики рассматривают образование как важный способ погашения межнациональных конфликтов в обществе и образовательной среде, учебных заведениях. Установки кросс-культурного воспитания и обучения возникли, в принципе, и как ответ на массовую иммиграцию в Европе.

Все эти установки и идеи обосновывают правомерность сосуществования субкультур в многонациональном обществе. Рассматривается как правомерный стабильный баланс культурного многообразия и монокультурности. Согласно концепциям кросскультурализма, самоценность больших и малых субкультур поддерживается и уважается, а культурное и этническое разнообразие не рассматривается как объект ликвидации.

Напротив, все без исключения культуры многонационального социума с их особенностями и отличиями видятся как общественное богатство и достояние.
Но стоит помнить, что педагогические идеи кросскультурализма неоднозначны.

С одной стороны, кросскультурное образование предлагает формировать универсальную национальную общность, вовлекать этносы в объединительный процесс, гармонизировать взгляды представителей различных субкультур, вести диалог на периферии культур, но не за счет размывания ядра духовных ценностей тех или иных субъектов, а при сохранении суверенности таких субъектов в пределах общего образовательного поля.

С другой стороны, концепции кросскультурного образования означают сохранение статус-кво, и призваны, фактически, консервировать отстраненность культур, сохранить разделение по этническим, расовым, цивилизационным признакам.

Эти концепции означают, что ценности малых субкультур играют роль несущественного дополнения к базовому образованию, построенному на традициях доминирующей культуры. Тем самым, образование проецируется на право отличия, а не общности, что разрывает общую ткань общенационального образовательного пространства.

Разделение наций по этническим и расовым признакам противоречат замыслу образования как объединительного процесса, вовлекающего этносы в единый мир. Отсюда: концепции кросс-культурализма исключают сколько-нибудь серьезный диалог через образование различных этнокультур, абсолютизируют этнические различия, и в сфере образования в том числе. Пафос мирного сосуществования культур в образовании становится серьезно потесненным.

Ряд педагогов предлагает устранить такую противоречивость кросскультурализма, обратившись к идеям мультикультурного образования. Реально видятся возможности создания моста между мультикультурализмом и интеркультурализмом при выработке совместных педагогических проектов.

С середины 70-х гг. параллельно с педагогическими концепциями кросскультурализма получают развитие концепции мультикультурного/ поликультурного образования. Возникновение этих концепций связано с движением афроамериканцев за гражданские права. Истоки идей уходят к концепции полиэтнического образования (1960-х), одним из авторов которой был американский педагог Дж. Бэнкс.

Дж. Бэнкс поддерживает и поощряет этническое, культурное разнообразие, выступает за единое государство и единую национальную культуру. Он считает, что поликультурное образование стремится актуализировать идею о создании общества разных, но объединенных всеобъемлющими демократическими ценностями.

По его мнению, ядром поликультурного образования должно стать преодоление расизма, искоренение расовой, этнической дискриминации на любом уровне общественной жизни и, прежде всего, в системе образования.

Высокий уровень неуспеваемости среди учащихся — представителей этнических меньшинств Дж. Бэнкс объясняет тем, что система образования ориентируется, в основном, на представителей англо-американской культуры. Поликультурное образование рассматривается им не только как способ решения проблемы низкой успеваемости отдельных групп учащихся, но и как средство формирования многогранного целостного видения мира, способности оценить явление с позиции другого человека, стремления к сотрудничеству, к взаимодействию и взаимопониманию.

Большое внимание в концепциях поликультурного образования уделяется развитию кросскультурной компетентности (грамотности), под которой Бэнкс понимает «знания, отношения (attitudes), умения, необходимые для того, чтобы функционировать в различной культурной среде (diverse cultural settings)».

В науке сегодня часто используется понятия мультикультурное образование (multicultural education). В российской педагогике распространено и понятие поликультурное образование (воспитание). Понятия эти близки друг другу и вполне адекватно отражают сущность изучаемых вопросов.

Одно из первых нормативных определений понятия мультикультурного образования встречается в Международном словаре по образованию (1977): «Образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

В Международной энциклопедии по образованию мультикультурное образование определено как усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям.

Мировая педагогика при определении понятия мультикультурного образования исходит из того, что оно означает, во-первых, признание социальных, политических и экономических реальностей культурно разнообразного и комплексного человеческого взаимодействия и, во-вторых, важную значимость учета в образовательном процессе культурной, расовой, гендерной, религиозной, классовой принадлежности.

К мультикультурализму в образовании часто относят вообще любую попытку реагировать на культурное разнообразие в сфере образования. Так, основная идея мультикультурного образования в США — опровержение этноцентризма в учебных программах и их ориентация на множество культур. В частности, изучение музыки и искусства должно включать образцы африканского и индейского происхождения, преподавание литературы — опираться на всемирные примеры, освоение математики и естественных наук — подчеркнуть вклад незападных народов.

Иногда мультикультурное образование рассматривается как стратегия, при которой культурное окружение учащихся рассматривается как среда, позитивная и существенная для школьного обучения, или как педагогическая поддержка понимания учащимися фактов, позиций, мнений и поведения исходя из собственных и иных этнических истоков. И еще вариант — рассматривать понятие мультикультурного образования как широкую вариативность методов включения учащихся в культурное этническое многообразие.

Американскими и канадскими сторонниками воспитания и обучения в духе мультикультурализма отмечается, что это идеал, который не только утверждает и поддерживает культурное разнообразие, но и закладывает основания для соединения путем воспитания и обучения многокультурного опыта.

При этом переход к мультикультурному образованию может быть поэтапным:

  • благожелательный мультикультурализм, то есть обеспечение равных образовательных возможностей для детей с культурными различиями;
  • налаживание культурного взаимопонимания;
  • сохранение и расширение путем воспитания и обучения культурного многообразия;
  • создание учебно-воспитательных программ мультикультурного типа.

Идеи поликультурного образования предусматривают создание национальной общности в многонациональном социуме. Эти идеи являются стратегическими при формировании общенациональной идентичности, например, для педагогики США, Канады, Австралии, где приоритетными задачами выступают стремления воспитать у представителей многообразной культуры склонность к балансу, компромиссу, толерантность и взаимоуважение, прагматичность, рационализм, неприятие силовых решений.

Стоящие на этой позиции учебные заведения и педагоги подчеркивают необходимость избегать в воспитании во имя формирования суперэтноса излишнего акцента на полиэтничности, полирасовости, что может только сохранить и усилить дистанцию между этническими группами, поощрить их разобщенность. Они считают, что правильно реализованное образование должно объединять, а не разъединять субкультуры.

Концепции поликультурного образования фокусируются на нескольких общих педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межэтнического и межкультурного общения.

В России универсальные принципы поликультурного образования могут быть определены как приобщение к русской общенациональной (российской) и мировой культурам, к культурам малых народов во имя духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной среде.

Многоэтничность российского социума неизбежно порождает серьезные сложности. Каждая этническая субкультура неизбежно в той или иной степени изолирована и достаточно жестко определяет границы развития личности. Образование должно преодолевать такую культурную изоляцию путем диалога этнических, национальных и универсальных человеческих ценностей. Образование и предстает тем самым интегративным социальным процессом, в центре которого находится отдельная личность — участник межкультурного и межэтнического диалога. Она целиком погружается в этническое и культурное многообразие.

Ведущей целью поликультурного образования является устранение в сознании личности противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация субъектов образования, отказ большинства от культурного диктата.

К числу других целей мультикультурной педагогики можно причислить формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур.

При определении целей поликультурного образования ученые в основном отталкиваются от формулировки, предложенной еще Дж. Бэнксом: сформулировать у учащихся навыки, отношения, знания, которые им нужны для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

При поликультурном образовании речь идет о воспитании взаимного уважения, понимания обязанностей соблюдать толерантный межкультурный диалог, становлении личности без негативных культурных стереотипов, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма.

Поликультурное образование преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями плюрализм, равенство и объединение. В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором — о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем — о формировании суперэтноса, опирающегося на общенациональные политические, экономические, духовные ценности.

Как во всех многонациональных сообществах, в России одна из магистральных педагогических целей образования может быть определена как воспитание людей, способных к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающих обостренным чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают задачи воспитания и обучения: освоение культуры собственного народа; воспитание культурного плюрализма, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения носителей разных субкультур; воспитание в духе мира и сотрудничества. Ключевые цели поликультурного образования многозначны.

Скажем, цели достижения равных прав на образование можно классифицировать по двум направлениям:

  • равный доступ к образовательным ресурсам и полноценное включение маргиналов в педагогический процесс;
  • использование учебных программ, позволяющих учащимся с разными возможностями и уровнем развития получать полноценное образование.

Речь может идти о преодолении отставания в интеллектуальном и социальном развитии посредством компенсирующего обучения. Соответствующее образование обычно касается национальных меньшинств, но может адресоваться и национальному большинству, как, например, в ЮАР.

Проблема гарантии прав на образование актуальна для тех национальных меньшинств, которые не уступают титульным этносам по уровню культуры и образованности, но нуждаются в защите своих культурных ценностей и идентичностей. Таковы, например, русские и русскоязычные зарубежья или значительная часть евроменьшинств в Канаде.

Цели поликультурного образования строятся, в принципе, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков межнационального общения в атмосфере позитивного психологического климата между всеми участниками воспитательного процесса. Эти цели достигаются поэтапно.

Последовательность может быть такова: воспитание непротивления культурному многообразию; признание уникальности иных культур; понимание и признание неизбежности культурного многообразия; принятие многоэтнического и многокультурного социума; воспитание интереса к другим культурам; устойчивый интерес к другим культурам; межкультурное взаимодействие.

Многонациональный состав учебных заведений в мире требует от систем образования ответов на несколько принципиальных вопросов:

  • должно ли преподавание в общественных учебных заведениях строиться лишь на доминирующей культуре?
  • должны ли ведущие языки быть единственными языками обучения?
  • следует ли в стенах учебных заведений приобщать к культурным традициям всех субкультур?
  • должна ли меняться доминирующая культура как база воспитания за счет интеграции иных культурных ценностей?

Поликультурная педагогика отвечает на эти вопросы по-разному. Из признания многомерности поликультурного образовательного пространства вытекает потребность реформирования содержания воспитания и обучения. При этом стоит учитывать, что представители этнокультурных групп сталкиваются с множеством образовательно-воспитательных проблем. Они располагают разными знаниями и ценностями (язык, религия, культура).

Представителям этнокультурных меньшинств трудно реализовать свои способности в пределах педагогических требований, построенных на монокультурной образовательной традиции большинства. Невнимание педагогов к особенностям культур представителей разных этнических групп отрицательно сказывается на мотивации учащихся. А подобное невнимание возникает не столько по причине нежелания учитывать это обстоятельство, сколько из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебных материалов и времени), соответствующих педагогических знаний, поддержки со стороны администрации учебных заведений.

Общее становление дидактических идей мультикультурного образования происходит при пересмотре воззрений, построенных на идеях монокультурности ведущих этносов. Одна из первых таких дидактических моделей поликультурной направленности принадлежит упоминаемому нами уже Дж. Бэнксу.

Им выделены четыре модели содержания образования, отличающиеся уровнем интеграции разных культур:

  • модель А предусматривает построение учебных курсов исключительно на традициях доминирующей культуры;
  • в модели В в виде добавки появляется компонент малых этнокультур;
  • в моделях С и D учебный материал рассматривается с точки зрения всех этногрупп.

Ряд ученых, педагогов полагают, что в учебных пособиях и материалах следует, действительно, больше представить этнокультурные меньшинства. При составлении программ мультикультурного типа сведения о другой культуре должны подчеркивать ее достижения, предлагать знания о ней, созвучные с собственной культурой, демонстрировать негативный смысл таких понятий, как культурные предрассудки, этноцентризм и стереотипы отрицательного отношения к инокультурам и т. д.

Содержание поликультурного образования можно структурировать таким образом:

  • освоение соответствующих знаний,
  • овладение процедурами межнационального общения,
  • воспитание гуманного отношения к культурно разнообразному миру.

Знания раскрываются в понятиях, отражающих ценности суб-, макро и мировой культур. Опыт такой деятельности означает овладение вербальными и невербальными способами межкультурного общения, приобретение умений осознанного выбора в пользу гуманистических ценностей.

Содержание поликультурного воспитания и обучения предусматривает названный нами выше диалог культур при изучении учебных дисциплин. Соответственно такому подходу ведущими и прогрессивными вузами мира предпринимается введение учебных планов, предусматривающих изучение наряду с культурой материалов об истории, традициях национальных меньшинств.

Подобное построение содержания образования и должно формировать открытый взгляд на национальную историю и культуру. Но изучение культур различных этнических групп нельзя ограничить разовыми образовательно-воспитательными мероприятиями, когда учащиеся получают путаные и отрывочные сведения — необходимо систематически знакомить с ценностями разных культур.

В программах надо избегать всего того, что провоцирует культурные разногласия. Но это не значит, что следует скрывать историческую правду. Крайне важно честно, без утаек освещать и внятно осуждать факты дискриминации и преследований малых этнических групп, будь то еврейские погромы на Украине, холокост в Европе, депортация кавказских народов России, резня армян в Турции, геноцид в отношении курдов в Ираке, истребление индейцев Северной Америки, рабский труд предков афроамериканцев и т. д.

В мировой педагогике при обсуждении проблем изменения содержания образования в духе мультикультурализма одним из главных по-прежнему остается вопрос: почему учащиеся из этнических меньшинств нередко получают ущербное образование? Часто ответ сводится к утверждению, что такие учащиеся находятся на периферии доминирующей культуры, являющейся базой общего образования.

Предлагается и выход из подобной ситуации: представители этнических меньшинств должны эффективнее приобщаться к доминирующей культуре, одновременно ценности меньшинств должны стать непременной составляющей содержания образования.
Сторонники такого решения из Центра программ по международному и кросс-культурному образованию (Стэнфордский университет, США) еще в 1987 г. при реформе содержания образования предложили отказаться от исключительной ориентации на англосаксонскую образовательную традицию.

Проектировалось учесть наряду с западными ценности неевропейских культур. Подобная реформа, будучи основана на мультикультурализме, по предположениям ученых, повысит эффективность содержания общего образования.

Поликультурное образование предусматривает пересмотр учебных программ, и ученые США предлагают три типа мультикультурных программ.

Первый тип — программы, предусматривающие пересмотр содержания учебного материала (Content Oriented Programs). Здесь имеется в виду включение учебной информации о расовых и культурных группах.

Второй тип (Oriented Programs) подразумевает образование, в первую очередь, учеников из этнических меньшинств путем компенсирующего, индивидуального, билингвального обучения, адаптированных курсов по математике и естественным наукам.

Третий тип программ (Socially Oriented Programs) инициирует развитие культурной и этнической толерантности.

Попытки создания учебных программ поликультурного типа предпринимают, кстати, и ученые России. Так, в 1998 г. в одном из университетов страны была предложена программа, где предусматривалось вместе с приобщением учеников к истории, языку, культуре, своего этносоциума включать их в систему общечеловеческих ценностей, формирование культуры межнациональных отношений, воспитание осознания причастности одновременно к собственному этносу и сообществу равноправных народов.

Поликультурность должна пронизывать все образовательные предметы. Преподавание их, очевидно, должно предусматривать интенсивную эмоциональную насыщенность учебных занятий, открытия миров других народов. В поликультурном ключе надлежит изучать широкий спектр дисциплин гуманитарного, эстетического, естественнонаучного циклов. Литературу, искусство можно преподавать, избегая монокультурных подходов, приобщая учащихся к культурным особенностям аксиологии, символики, поэтики разных этнокультурных групп.

Курс литературы, например, должен включать лучшие художественные образцы разных цивилизаций, строиться на началах компаративизма, содержать характеристики универсальности и вариаций человеческой натуры. Программы по истории могут показывать связь народов и культур, развитие национального и мирового сообществ в результате межкультурного взаимодействия. Поликультурное воспитание в процессе обучения может осуществляться как органическая часть деятельности образовательных учреждений.

Очень непростой проблемой выглядит определение места религии в пересмотре содержания образования в духе поликультурализма. По-видимому, незаменимым дидактическим материалом при налаживании межкультурного диалога служат памятники литературы, искусства, архитектуры мировых религий.

В христианско-иудаистской Библии, мусульманском Коране, индуистской Ригведе и других подобных источниках представлены персонажи и идеи, многие из которых противостоят межэтнической и межкультурной розни. Из сакральных текстов различных конфессий необходимо извлекать идеи, которые послужат не разладу, а культурному диалогу. Так и вспоминается библейское: «Нет ни эллина, ни иудея…» («Послание апостола Павла к колоссянам»).

Соблюдение принципов светскости требует использовать сакральные тексты не для религиозного воспитания, а для приобретения академических знаний и духовных навыков поликультурной направленности. Особенно важно соблюдать эти правила в многонациональном учебном заведении, где учатся студенты, семьи которых принадлежат к разным конфессиям и цивилизациям.

Наличие религиозных материалов в программе учебного курса, конечно, ставит немало вопросов — они касаются, в числе прочего, гарантий культурно-образовательных прав граждан других конфессий и убеждений на свободу совести.

Кроме того, религиоведческое образование грозит привести к усилению межконфессиональной и межнациональной нетерпимости, этнокультурной изоляции тех или иных групп обучающихся. Поиски адекватного выхода за нами…

При определении содержания поликультурного образования возникают и проблемы теоретического плана, связанные с внедрением билингвизма. Программы поликультурного образования предполагают двуязычное (многоязычное) обучение: родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки.

При опенке места родного языка при обучении, его соотношения с общегосударственным языком необходимо учитывать, что каждый народ обладает специфической прагматикой речи и что социокультурные ценности передаются посредством манеры разговора, использования определенных модальных глаголов, слов-оценок, соотносящихся с этическими нормами.

Как отмечается в одном из документов ООН, «…понятие гражданства требует общего языка для укрепления взаимопонимания и эффективной коммуникации… Пусть каждый имеет возможность пользоваться своим родным языком в некоторых сферах, например, в школах и университетах, но при совместной деятельности, особенно в общественной жизни, давайте использовать один общий язык».

Путем многоязычного обучения приобретается иноязычная компетенция в многоязычном и многокультурном пространстве для осуществления межкультурной коммуникации. В связи с этим, особое значение приобретает культурологическая направленность преподавания — изучение иных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям.

Технологии поликультурного образования можно распределить по нескольким группам:

  • усвоение знаний,
  • формирование культуры межнационального общения,
  • индивидуальное ориентирование.

Система форм и методов поликультурного воспитания и обучения состоит в организации педагогической деятельности, при которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на получение академического образования, обогащенного мультикультурным знанием и опытом межнационального общения.
Банк технологий поликультурного воспитания и обучения довольно обширен.

Существенный резерв воплощения в жизнь педагогических идей в духе поликультурализма представляют методики индивидуализированного обучения. Наряду с достаточно известными формами и методами учебно-воспитательной работы новые перспективы открывают современные системы коммуникации: печатные средства массовой информации, телевидение, Интернет, дистанционное обучение, невербальные методики и пр.

Используются технологии, доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: самоуправление, диалог, дискуссия, моделирование, рассказ, ролевые игры, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т. д. Одним словом — современное интерактивное обучение в полной мере!

Методы поликультурного образования отрабатываются по отношению к конкретным субъектам, на определенном учебном материале, через те или иные институционные и неформальные структуры образования. Методики применяются с учетом специфики целей, содержания поликультурного образования. Важно при реализации методов поликультурного воспитания и обучения создать определенный эмоциональный настрой.

Может быть, уместно упомянуть в этой связи опыт американской школы по формированию чувства причастности к общенациональным идеалам. В американских учебных заведениях есть перемена, которая длится не пять, как все другие, а 10 минут. Дополнительное время дано для того, чтобы учащиеся могли выразить свои патриотические чувства. Под звуки гимна они отдают честь звездно-полосатому флагу, который вывешен в каждом учебном заведении. Кроме того, обычно в коридорах школ висят портреты американских президентов, текст Билля о правах.

Важное значение для поликультурного образования имеет досуговая и социально полезная деятельность обучающихся. В этом случае целесообразно применять такие морально-педагогические стимулы, как общественное мнение, осознание общественной и личной значимости. Подобная мотивация может быть направлена на формирование стереотипов поведения мультикультурной личности.

Организация досуга и социально полезной деятельности при поликультурном воспитании и обучении весьма разнообразна: охрана материальных памятников культуры, помощь беженцам и иммигрантам, участие в многонациональных клубах и временных объединениях (городские, дневные, специализированные, профильные лагеря для подростков), фестивалях, встречах, посвященных писателям, художникам, ученым разных народов, конкурсах народного творчества и пр., волонтерская деятельность различного типа.

Так, клубы и временные молодежные многонациональные объединения открывают значительные эмоциональные и информационные возможности формирования опыта межнационального общения. Многообещающие перспективы для воспитания в духе диалога культур сулят этнокультурные просветительские центры. За последнее время приобрели популярность поликультурные молодежные лагеря.

Мы должны еще обязательно сказать, что идеи мультикультурного образования отнюдь не получают единодушного одобрения в мировом педагогическом сообществе. Нередко их критикуют как тривиальные и поверхностные. Некоторые педагоги уверяют, что мультикультурное образование ведет к игнорированию культурных различий и сходств, утверждают, что его идеи ухудшают ситуацию, углубляя различия между субкультурами и культурными стереотипами, не позволяют решать реальные проблемы устранения неравных отношений между ними.

Конечно, слабость идей поликультурного образования состоит в определенном утопизме, идеализации представлений о возможности ликвидации каких-либо противостояний цивилизаций и культур с помощью только воспитания и обучения. Тем не менее, эти идеи содержат мощный потенциал для осуществления межкультурного диалога в образовании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)