Современные взгляды на предмет психологии

В начале XX в. в психологии назревает кризис. Большинство ученых не удовлетворено тем, что психическое сведено к элементам сознания (ощущениям, восприятию, представлениям, эмоциям) и основным методом их изучения является экспериментальная интроспекция.

Структурализм В. Вундта и его последователей подвергается критике за элементы субъективизма в методах исследования. Возникает ряд школ и направлений, по-своему трактующих предмет психологии.

В этот период в научной психологии душа как научное понятие большинством ученых не используется. Душа как понятие остается в религиозно-мистических учениях и в обыденном сознании человека на житейском уровне, объясняющем поведение, эмоциональные состояния или чувства того или иного человека.

В конце XIX — начале XX в. возникает психоанализ З. Фрейда (1856–1939). Основным предметом исследования данного направления выступает сфера бессознательного.

З. Фрейду нравилось сравнение сознания с верхушкой айсберга, подобно которой оно выступает над сферой бессознательного.

В сфере бессознательного (Ид или Оно) он выделяет основные движущие силы: либидо (лат. libido — влечение, желание) психосексуальная энергия, проявление инстинкта самосохранения, продолжения рода, созидательная сила; танатос (греч. thanatos — смерть) — проявление инстинкта агрессии, разрушительная сила (направленная во вне имеет форму агрессии, во- внутрь — мазохизма).

Над сферой бессознательного возвышается сознание (Эго, или Я), которое регулирует осознанное поведение. Над сферой сознания возвышается Супер-эго, или Сверх-Я, система морально-нравственных принципов, правил и требований, воспринятых человеком, в соответствии с которыми он вынужден поступать именно так, а не иначе.

Сферы сознательного ограничивают бессознательные инстинкты, не дают им прорваться наружу, подавляют и вытесняют в бессознательную сферу.

При наличии психотравмирующих событий, обстоятельств возникают неврозы, невротические отклонения, реакции. И Фрейд разрабатывает методы психоанализа для выяснения причин и лечения этих психических отклонений: гипноз, ассоциации, анализ сновидений и др.

Рассматривая стадии психосексуального развития, он выделяет оральную, анальную, генитальную и латентную, которые приходятся в основном на детский и подростковый возраст.

Ученики и последователи Фрейда К. Юнг, А. Адлер и др. справедливо упрекали его за абсолютизацию психосексуальной энергии и считали, что либидо — это жизненная, психическая энергия вообще.

Что психическое развитие человека в большей степени определяется социальными факторами и ближайшим социальным окружением.

Процесс же психического развития охватывает и зрелые годы. Ими была более фундаментально разработана сфера бессознательного, показана ее иерархичность, многоуровневость. Так, К. Юнг (1875– 1961) в сфере бессознательного выделяет два уровня.

Личное бессознательное — это воспоминания, желания, подвергшиеся вытеснению или забытые, но которые могут быть восстановлены в сознании при случае.

Коллективное бессознательное — неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт предков, включая и животных предков, эволюционный опыт. В

нутри коллективного бес- сознательного выделяются врожденные тенденции, которые Юнг называет архетипами (персона, анима и анимус, тень, Я). Они связаны с такими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основными стадиями жизни, реакцией на смертельную опасность.

Юнг также отмечает, что стремление к самоактуализации, наиболее полному раскрытию личность достигает в возрасте 35–40 лет.

А. Адлер (1870–1937), разрабатывая индивидуальную психологию, считает, что поведение человека определяется преимущественно не биологическими, а социальными факторами, и вводит понятие социального интереса, под которым понимает врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми.

Исторической же заслугой психоанализа является преобразование прежнего понимания предмета психологии, включение в область психологических исследований сферы бессознательного.

Проделанная Фрейдом и его последователями работа выявила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных и независимых от того, что нашептывает человеку зачастую «голос самосознания» как регулятор поведения.

В 1920-х гг. появляется новое течение бихевиоризм (поведенче- ская психология). Основателем этого направления принято считать американского философа, психолога Дж. Уотсона (1878–1958). Пред- метом психологии провозглашалось поведение.

Находясь под влия- нием идей позитивизма, учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности, Уотсон утверждал, что психо- логия, чтобы быть объективной наукой, должна исследовать лишь объективные, наблюдаемые феномены психического поведение.

Объективно можно измерять и фиксировать лишь величину стимула, воздействующего на организм, и соответственно реакцию на выходе.

Что происходит в психике (душе) — это «вещь в себе», о которой достоверных знаний мы иметь не можем. Классическая формула бихевиоризма имела вид S–R. Поэтому бихевиоризм стали называть «психологией без психики».

Бихевиоризм в своем развитии эволюционировал: в 1930-х гг. как необихевиоризм Э. Толмена, Б. Скиннера, в 1960-х гг. как неонеобихе- виоризм А. Бандуры, Дж. Келли и др.

Было показано, что ответная реакция на стимулы опосредуется функционированием организма (S–O–R) или мотивами, направленностью на цель, опосредованных так называемыми когнитивными картами (S–K–R), а также условиями социальной среды.

Исследовались также проблемы оперантного, т. е. научаемого, поведения, в основе которого лежит опыт, при- обретенный живым организмом на протяжении индивидуальной жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)