Современные социальные направления экономической науки (Г.Беккер)

Наряду с экспансией институционализма в 70-е гг. XX в. в экономической науке этого периода складывается тенденция распространять методы своего анализа на неэкономические объекты, традиционно изучаемые политологией, социологией, этикой и другими общественными науками. Этот этап в развитии экономической науки получил название «экономического империализма» и означал новый сдвиг в «разделении труда» между обществоведами. По свидетельству Р. Сведберга, сам термин «экономический империализм» появился еще в 1930-е гг., однако, в 1930— 1960-е гг. скорее наблюдался период взаимного игнорирования социологии и эко­номики, и даже парсоновская традиция, заявляя об интеграции экономического и социального подходов, не добилась успеха. Только в конце 60-х — в 1970-е наме­тилась тенденция интеграции, выдвигаемая со стороны экономической науки, – неоклассическая традиция обратилась к исследованию возможности применения экономической методологии к анализу социальных объектов.

Одним из наиболее ярких примеров «экономического империализма» яв­ляется теория рационального выбора, основанная в традициях чикагской школы (Г. Беккер, Дж. Стиглер). Основная идея этого направления — в том, что эко­номическая наука отличается от других общественных наук не по объекту, а по методу. «…Я убежден, — пишет Гэри Беккер во введении к книге “Экономиче­ский подход к человеческому поведению”, — что экономическая теория как на­учная дисциплина более всего отличается от прочих отраслей обществоведения не предметом, а своим подходом».

Этот подход и есть парадигма рационального выбора, он основывается на сле­дующих посылках:

  • существуют лишь индивиды, и общество есть продукт действующих индивидов, поведение которых рационально;
  • рациональность понимается как максимизация полезности для индивида и как эффективность выбора (субъект никогда не выберет ту альтернативу, кото­рая менее предпочтительна);
  • рынок координирует действия индивидов, создавая наиболее благопри­ятную основу для реализации выбора индивида.

Это максимизирующее рациональное действие понимается Беккером как естественное поведение, он считает, что индивиды могут и не осознавать свое стремление к максимизации. Отличие новой трактовки рационального выбора от традиционного неоклассического толкования экономического поведения — в том, что признается множественность рациональности (сколько людей —столь­ко типов рациональностей), и признаются неопределенность и ограниченность информации (“bounded rationality” — ограниченная рациональность). В этом смысле теория рационального выбора солидаризируется с институционализ­мом, также в ней признается значение социальных организаций и социальных институтов, которые представляют структуру, в рамках которой осуществляется индивидом выбор. Социальный оптимум рассматривается в теории рациональ­ного выбора; таким образом, это такая ситуация, когда нет другого положения, при котором индивид или индивиды выигрывают, не заставляя других индиви­дов проигрывать (оптимум по Парето — нельзя достигнуть лучшего положения одних, не ухудшив положение других). Состояние социального равновесия от­личается от понятия социального оптимума, в условиях социального равнове­сия ни один из индивидов не может, действуя индивидуально, улучшить свой результат, изменяя свои варианты действия, т. е. ни один из индивидов не имеет побудительных мотивов менять свои действия.

Таковы теоретические постулаты теории рационального выбора, это и есть тот метод, который предлагается применять к анализу неэкономического по­ведения.

«Экономический подход является всеобъемлющим», он применим ко всякому человеческому поведению. В этом применении и заключаются специ­фический характер «экономического империализма» и особый интерес для эко­номической социологии. Ведь сама теория рационального выбора мало отлича­ется от неоклассики, дополненной концепцией ограниченной рациональности, но вот результаты применения теории рационального выбора к анализу конкрет­ных социальных объектов (таких как семья, образование, политика, социальное благосостояние) действительно интересны.
 В частности, применение Беккером теории рационального выбора к анализу образования еще в 1960-х гг. привело к созданию концепции «человеческого капитала» (“human capital”) и к выпуску книги «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ со специ­альным приложением к образованию». Основная идея концепции челове­ческого капитала — в том, что каждый индивид может рассматривать себя как «капиталиста» — вкладывая деньги в собственное образование; создается осо­бый вид капитала, что приводит со временем к тому, что человек начинает по­лучать «процент» на этот капитал — более высокую заработную плату, продви­жение по службе и т. д. Денежные вложения в человека имеют денежную отдачу, считает Беккер, и подтверждает это исследованием статистики соотношения образовательного уровня и уровня доходов. Рационально ориентированный ин­дивид стремится добиться максимальновозможного уровня образования в целях максимизации своей собственной экономической выгоды. Хотя сам же Беккер добавляет, что связь между инвестициями в образование и результатом не так однозначна —доход на «человеческий капитал» часто получает не сам индивид, а фирма, где трудится этот индивид. Беккер также обращается и к исследованию поведения в семье как модели рационального^поведения: как ему пришло в го­лову, что поведение жены может быть рационально?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)