Совместный экспорт

Совместный экспорт имеет место тогда, когда два или несколько товаропроизводителей объединяются для организации продажи своих товаров на зарубежных рынках. Свою работу такие товаропроизводители строят в соответствии с совместно выработанным механизмом осуществления предпринимательской деятельности. Несмотря на то что все из них являются юридически и экономически независимыми предприятиями, каждый из них может в процессе совместной деятельности ограничить такую самостоятельность, если это необходимо для достижения сформулированных целей кооперации.

Преимущества экспортной кооперации

Осуществляя экспортную кооперацию, фирмы обеспечивают достижение более высоких результатов своей предпринимательской деятельности на внешних рынках.Это обусловлено прежде всего эффектом синергизма, достигаемого в результате объединения ресурсов и усилий нескольких фирм.

Одним из главных мотивов экспортной кооперации малых и средних предприятий является возможность предложения на зарубежных рынках комплекса взаимодополняемых товаров (например, комплектов мебели, отдельные составляющие которых изготовляются различными мебельными предприятиями). Это характерно и для комплектов одежды, наборов других потребительских товаром и товаров производственного назначения.

Несколько товаропроизводителей, объединившись вместе, могут обеспечить более высокий уровень представительства на отдельных внешних рынках, провести на достаточно высоком уровне их исследование и сделать обоснованные выводы о маркетинговых возможностях экспортной кооперации. Они могут также значительно снизить затраты по транспортировке и продаже товаров на зарубежных рынках и добиться более стабильного уровня цен на предлагаемые товары. Кроме того, несколько товаропроизводителей могут создать и совместно использовать единый широко узнаваемый бренд, как это сделали многие продавцы фруктов.

Основные функции структур экспортной кооперации

Для того чтобы обеспечить преимущества экспортной кооперации, товаропроизводители должны создать соответствующие структуры, наличие которых позволило бы на должном уровне осуществлять основные функции экспортной кооперации. В качестве таких функций обычно рассматриваются:

  • проведение маркетинговых исследований;
  • организация совместных предложений и переговоров;
  • согласование условий продажи;
  • установление экспортных цен;
  • подготовка и подписание контрактов;
  • проведение экспортных сделок от имени товаропроизводителей;
  • продвижение товара на рынок;
  • организация сервисного обслуживания.

Какие из указанных функций и насколько полно реализуются, зависит от используемой организационной формы экспортной кооперации.

Формы экспортной кооперации

В практике экспортной деятельности фирмы могут использовать самые различные формы кооперации. Наиболее часто используются такие формы кооперации, как:

  • экспортное объединение;
  • экспортный картель;
  • экспортный ринг;
  • консорциум;
  • трудовое объединение;
  • проектное объединение.

Экспортное объединение образуют фирмы, изготовляющие не конкурирующие между собой товары. В рамках своих производственных программ они формируют конкурентоспособный ассортимент товаров на зарубежных рынках.

В отличие от экспортных объединений, экспортный картель образуют фирмы, изготовляющие конкурирующие между собой товары. Поэтому в заключаемых ими соглашениях оговариваются все аспекты совместно осуществляемой экспортной деятельности.

Экспортный ринг представляет собой такую форму кооперации, при которой наряду с товаропроизводителями в состав создаваемого объединения входят предприятия других отраслей, в частности экспортной торговли.

Что касается консорциума, трудового и проектного объединений, то они рассматриваются как различные формы так называемой проектной кооперации. Последняя представляет собой некоторое объединение независимых друг от друга фирм, совместная деятельность которых определяется необходимостью достижения целей экспорта.

Возможности развития экспортной кооперации

Участие малых и средних предприятий в совместной экспортной деятельности, как отмечалось, создает для них ряд преимуществ и обеспечивает определенные выгоды. Однако эти выгоды могут быть извлечены при условии, если товаропроизводители установят обоснованные цели экспортной деятельности, выберут наиболее приемлемые формы экспортной кооперации и установят обязательные для исполнения требования к себе и к партнерам.

Определив основные факторы, способствующие эффективной экспортной кооперации, каждый из партнеров должен сделать все от него зависящее, чтобы позитивное влияние этих факторов было в полной мере использовано для достижения целей совместной экспортной деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)