Социологическое понятие личности

Проблема человека, проблема личности – одна из фундаментальных междисциплинарных проблем. Личность неповторима, нет абсолютно похожих друг на друга людей. И не только внешне.

То, что разделяет людей, чем один человек непохож на другого, в чем его оригинальность – это предмет, например, психологии, а в социологии следует ответить на противоположный вопрос – что объединяет людей при всех их различиях, что делает возможным существование общества, человечества как единой расы? Поэтому в теме «социология личности» главный вопрос: почему личность включена в общество?

Социология рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, как представителя социальной общности, носителя характерных для нее социальных качеств.

Но в анализе этого процесса формирования личности для социологии важно не только то, как воздействует социальная среда, как она делает личность (иначе получится, что личность – это просто объект внешних воздействий), но также обратное воздействие личности на формирование и изменение социальной среды (т.е. показывает личность как активного участника социальных процессов и изменений).

Сначала надо разобраться с понятиями: «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Это близкие, но не тождественные понятия.

Человек – самое общее, родовое понятие, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo Sapiens.

Интересно
Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо, отличающееся от других существ, живущих на Земле.

Понятие «индивид» характеризует прежде всего те качества, которые отличают его от других представителей этого же рода.

Например, цвет глаз, физические особенности, этнические и расовые признаки и т.д., т.е. данные природой, от рождения.

Каждый единичный, конкретный человек — это индивид со своими внешними и внутренними особенностями, т.е. индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода, его “первокирпичик” со своими особенностями.

Понятие «индивидуальность» несет похожую смысловую нагрузку. Оно понадобилось, чтобы отличать одного человека от другого в социально-психологическом плане, но также по внешним признакам.

Такими признаками индивидуальности могут быть темперамент, характер, задатки, способности, обладание талантом или даже гениальностью.

Когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно неповторимость, уникальность определенного человека.

Индивидуальность – это критерий неповторимости человека. Но критерием ее, опять же, являются биолого-генетические и физические факторы.

Но все эти понятия нельзя строго отнести только к человеку: понятие «индивид» и даже «индивидуальность» могут быть применены и к животным. Животные также отличаются друг от друга по индивидуальным качествам. Иногда говорят о талантливых животных, например, работающих в цирке. А вот понятие «личность» уже не может быть отнесено к животным.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной»), социальной сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

Личность – это совокупность многообразных социально-психологических факторов, среди которых особо выделяют «тип мировоззрения» человека, «стиль мышления», «образ жизнедеятельности».

Статус личности человек получает только в процессе социализации – включения, встраивания в общество, занятие здесь определенной социальной ниши, через которую человек раскрывает свои способности, утверждается в обществе. Термин «личность» подчеркивает социальную природу человека, его включение в социум, его место в нем.

Но каждый ли индивид становится личностью? Каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью? С чем они связаны? Когда, в каком возрасте они проявляются? Для ответа на эти вопросы надо снова обратиться к определению: «личность – это индивид, включенный в социальные связи и отношения».

Интересно
Статус личности подчеркивает включение человека в общество, осознание своей роли в обществе, способность выделять себя из массы, наличие своей собственной позиции по общественным вопросам.

К тому же, в определенной мере, личность – это автономная система, что характеризует степень самостоятельности и даже независимости от общества.

Если же молодой человек еще не способен выделять себя из массы, у него нет собственных средств к существованию, он ощущает себя только зависимой частью большого целого – личность в социальном плане не сформировалась.

И это не всегда определяется конкретным возрастом: физически еще ребенок, потерявший в годы войны своих родителей, но уже работающий, находящий средства для существования, мог уже считаться личностью.

Или ребенок – великий музыкант, который ездит по стране и дает концерты, его талант признан. В данных примерах, конечно, могут быть сложности в определении личности, но, в целом, да – они уже личности.

Но все ли становятся личностями? Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, он уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. Считается, что у него есть возможности стать личностью.

В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей и индивид утрачивает качества личности.

Кроме того, даже признавая за каждым нормальным человеком возможность становиться личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или, наоборот, заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. п., т.е. в обществе формируются разные уровни личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)