Социологическая система В. Парето

ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО
15 июля 1848 г. – 19 августа 1923 г.

Вильфредо Парето (1848–1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. Его отец, итальянский маркиз, был выслан из Италии за свои либеральные и республиканские убеждения. Мать была француженкой. С детства, свободно разговаривая на обоих языках, он все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом.

Тем более, что в 1850 г. семейству было разрешено вернуться в Италию, и дальнейшая жизнь будущего социолога (детство, юность, молодость, часть зрелого периода) оказалась связанной именно с этой страной. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое.

Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему «Основные принципы равновесия твердых тел». Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах.

Следующий период жизни Парето прошел во Флоренции, куда он был приглашен на должность инженера путей сообщения. Затем он становится главным управляющим  металлургических заводов всей Италии.

В это время он выступает против милитаристской политики итальянского правительства и высказывает демократические и либеральные взгляды. В 1889 г. женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901 г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902 г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни – «Трактат по общей социологии» (написан в 1912 г., издан в 1916 г. во Флоренции).

В 1891 г. произошло знакомство Парето с работами двух крупнейших итальянских экономистов того времени – М. Панталеони и Л. Вальраса. Развиваемая ими теория экономического равновесия оказала неизгладимое влияние на мировоззрение Парето и стала  впоследствии основой его социологической системы. В начале 1890-х гг. происходит постепенный перелом в убеждениях итальянского мыслителя, он переходит на позиции консерватизма и антидемократизма. В  1892–1894 гг. публикует ряд материалов по экономической теории.

Новый период жизни Парето начинается в 1893 г., когда он становится профессором политэкономии и руководителем кафедры в Лозаннском университете в Швейцарии.  На этом посту он сменяет Л. Вальраса – известного экономиста, на чьих работах учился и по приглашению которого приехал в Лозанну. Он много занимается научными исследованиями и публикует ряд сочинений.

Здесь же выходит в свет его «Курс политэкономии» на французском  языке (1896–1897). В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. Вскоре, в 1898 г., он получает от дяди в  наследство колоссальное состояние, а в 1901 г. приобретает на берегу Женевского озера в Селиньи виллу «Ангора» – любимое место работы и отдыха. В 1902 г. в Париже была издана его книга «Социалистические системы», а в 1907 г. в Милане – «Учебник политической экономии».

Болезнь сердца заставляет Парето прервать преподавательскую деятельность (1907). Почувствовав некоторое улучшение здоровья, он начинает работать над «Трактатом по  общей социологии», который писал в течение пяти лет (1907–1912).

Первая публикация «Трактата» на итальянском языке состоялась в 1916 г., а спустя три года он был напечатан на  французском языке. В 1912 г. он прекращает чтение курса политэкономии и сохраняет за собой преподавание сокращенного курса социологии. С этого времени и до конца жизни Парето занимается научными исследованиями только в области социологии. В 1918 г. в Лозаннском университете пышно отмечается его семидесятилетний юбилей.

В начале 1920-х гг. итальянский социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них – «Трансформация демократии», вышедшая в Милане в 1921 г. (далее мы неоднократно будем на нее ссылаться, поскольку в ней в обобщенном виде изложены все его основные социологические идеи). В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку.

Как известно, именно в это время (1922) к власти в Италии пришел Муссолини. Новое правительство не скупилось на почести Парето, многие его члены (в том числе и сам дуче) считали себя учениками профессора Лозаннского университета. В 1923 г. Парето был удостоен звания сенатора Итальянского королевства. В этом же году он умер в Селиньи, где и похоронен.

Как отмечалось, итальянский ученый довольно поздно, будучи уже зрелым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии. С чем это связано? По всей видимости, с тем, что его перестала устраивать рационалистическая концепция «экономического человека», в рамках которой он работал долгие годы, исследуя монополистический рынок, распределение доходов и другие экономические проблемы.

Еще в работах, написанных в конце ХIХ – начале ХХ в., он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям социальных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в «Трактате по общей социологии» – гигантской по объему и наукообразной по стилю изложения работе (2000 страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, да еще и приложения).

На его социологические взгляды большое воздействие оказали идеи и работы Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля (прежде всего его  концепция насилия), итальянского политического мыслителя Г. Моски (теория деления общества на два класса – господствующий и подчиненный) и др. К этому нужно добавить влияние собственных знаний Парето в области математики, технических наук, экономики, его «инженерного» опыта практической деятельности.

Следует также учитывать эволюцию взглядов самого итальянского социолога – от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального  периода зрелости до разочарования в прежних идеалах, пришедшего после 1900 г. в результате наблюдений за экономической и политической жизнью европейского общества, а также неудач в личной жизни и политической карьере.

Пессимизм и цинизм прочно входят в «ткань» мировоззрения мыслителя, усиливая негативистский настрой и желание «срывать маски» и разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности.

Не случайно он отказывается от рационалистической модели человека (ее сторонником ученый был многие годы), в соответствии с которой индивид сначала обдумывает свои  действия сообразно поставленным целям и задачам, а затем совершает цепь поступков для их достижения.

Как полагает Парето, на самом деле все происходит наоборот. Человек сначала совершает действия (под влиянием чувств и определенных интересов), а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето – теория нелогического действия.

Но он не переходит с позиций рационализма на иррационалистические трактовки действий. Наоборот, он стремится усилить рационализм за счет «ультрарационализма»,  включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдения для того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков.

Это дает основания считать В. Парето сторонником позитивизма, хотя и непоследовательного, поскольку он у него связан с волюнтаризмом, отрицающим объективный характер законов общественного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)