Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность

Вначале рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Анализируя профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности детей, готового прийти им на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

Кто же это – социальный педагог? Каковы его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально отличается от представителей других профессий?

В обыденной жизни профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».

Интересно
Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор поведения в повседневных жизненных ситуациях.

Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессии и др. С этой точки зрения ментальность – характеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая и др.

Профессиональная ментальность в психологических исследованиях характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею. Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Рассмотрим требования, предъявляемые к личностным особенностям социального педагога как профессионала.

Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика – новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их индивидуальнопсихологические особенности и специальные способности.

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, умение быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря, умение общаться.

Анализируя зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей социального педагога, можно отметить, что, например, в Великобритании к ним относят:

  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • хорошую саморегуляцию и самодисциплину;
  • настойчивость;
  • способность помогать людям в трудных ситуациях;
  • большую физическую силу, выносливость;
  • способность к перенесению больших моральных нагрузок;
  • здравый смысл;
  • умение четко мыслить;
  • чуткость;
  • чувствительность.

Всемирно известный американский психолог Дж. Холанд в своей методике «Самонаправленный поиск» выявил 6 типов людей (реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный).

В качестве личностных характеристик людей социального типа, к которому должен относиться и человек, выбравший профессию социального педагога, ученый выделяет следующие:

  • гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;
  • кооперативность, настроенность на других, понимание других;
  • тактичность, оптимистичностъ, эмоциональная теплота, жизнерадостность, дружественность.

Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек – человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Социально-педагогическая деятельность многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни был занят социальный педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь с детьми.

Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Интересно
Важной для социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность человека, открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм?

Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способность осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

  • гуманистические (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
  • психологические (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
  • психоаналитические (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
  • психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

Выделив личностные качества социального педагога, можно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм, т.е. способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса и приносимой им пользы обществу, переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение личности.

Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования, состоящее в умении подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи.

Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает:

  • чувство безопасности – принятие ответственности за собственную жизнь;
  • чувство идентичности – принятие собственного «Я», реальная оценка себя;
  • чувство принадлежности – закрепление себя в какойто группе;
  • чувство цели – определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы;
  • чувство компетентности – уверенность в собственном профессионализме.

Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности.

Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам:

  • восприятию, памяти, воображению, мышлению;
  • психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания;
  • эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности.

К четвертой группе качеств относятся:

  • коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт);
  • эмпатичность;
  • визуальность (внешняя привлекательность);
  • красноречивость (умение внушать и убеждать);
  • перцептивность (восприятие человека человеком).

Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности, поскольку зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако в целом они задают профиль личности социального педагога.

Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста – важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов.

Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта.

Это основополагающий документ специалиста, подтверждающий его подготовку и права на профессиональную деятельность. В нем отражены его должностные обязанности; характеристика труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности.

Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:

  • социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также по деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
  • социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
  • социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
  • социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
  • социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;
  • медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних;
  • медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
  • социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
  • социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, на предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, а также непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми путем переписки или телефонного разговора. К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные информационно-консультативные службы для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков и др.

Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской биржи труда и др. Стационарная форма социально-педагогических услуг предусматривает длительное наблюдение за ребенком в специально для этого созданных условиях (например, в приютах, интернатах, домах ребенка и др.).

Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматривает взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы ребенка, периодически собирают консилиум для их разрешения. Данная форма оказания услуг характерна для специализированных учреждений комплексной помощи: центров семьи и детства, центров реабилитации инвалидов и др.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. Это профессиональные знания и профессиональные умения.

К профессиональным относят знания:

  • нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций);
  • социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку;
  • теории и истории социальной педагогики;
  • методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;
  • возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
  • социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
  • методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

  • аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;
  • прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знание сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы.

Прогностические умения – это:

  • выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности;
  • предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели;
  • определение этапов социально-педагогической деятельности;
  • распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;
  • проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат.

Проективные умения включают:

  • перевод цели деятельности в конкретные задачи;
  • учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи;
  • учет возможностей материальной базы и своего личного опыта;
  • отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач;
  • создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка;
  • рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;
  • коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием;
  • умение войти в ситуацию общения и установить контакт;
  • умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;
  • умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое;
  • умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения социальным педагогом категории и необходимые требования, которые при этом предъявляются к нему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)