Социальный контроль и социальные отклонения

Социальные отношения формируются на основании общих представлений индивидов о чем-либо, и неважно, сторонником какого именно направления является исследователь, лежит ли его интерес в границах понятия о ценности либо о социальной норме, происходит ли это в результате обмена или управления впечатлениями, главное, что все участники социального взаимодействия имеют общие представления относительно объекта и правил интеракции. Каждый индивид обладает набором социальных статусов, которые определяют его ролевое поведение. Приобретение статусов и усвоение ролей происходит благодаря процессу социализации.

Социализация, в самом широком смысле слова, это процесс усвоения правил и норм, существующих в обществе. Длится он всю жизнь – от рождения до смерти индивида. Социализация – сложное понятие, которое разрабатывалось на стыке двух наук: социологии и психологии. Выделяют первичную и вторичную социализацию, десоциализацию и ресоциализацию. Но мы остановим свое внимание на концепции «Зеркального Я» Чарльза Кули. Индивид в процессе социализации проходит три стадии:

  • понимание собственного восприятия других индивидов;
  • восприятие индивидом мнения других относительного него самого;
  • чувства индивида по поводу этого мнения.

Как через отражение в зеркале можно увидеть собственный образ, свое физическое Я, так и через восприятие реакции других индивидов на собственные действия можно увидеть образ своего социального Я. Например, анализируя иностранные СМИ, можно проследить, как изменился образ России за последние 20 лет и как россияне воспринимают данные изменения. Джордж Герберт Мид, развивая концепцию «Зеркального Я», вводит понятие «значимого другого», т. е. того, чье одобрение исполнения социальной роли становится значимым для индивида. Безусловно, процесс социализации – это групповой опыт, который передается через агентов социализации – как первичных, тех, кто оказывает непосредственное влияние на индивида и вступает с ним в прямую коммуникацию, так и вторичных, тех, чьи действия опосредованы и могут быть бесконтактны. Агентов социализации может быть множество, но, как правило, при наличии «значимого другого» его влияние становится решающим. Интерпретируя данные на макроуровне, можно рассмотреть большое количество примеров, когда акторы выбирают себе «значимого другого» и выстраивают свои действия из расчета угодить данному игроку, получить его расположение, а далее в решении каких-либо вопросов копировать его действия.

В ходе процесса социализации закладываются два важнейших понятия, определяющие «Я» любого индивида, это – идентичность и самоуважение. Так, после вхождения Крыма и Севастополя в состав России в марте 2014 г. рейтинг В. В. Путина стал повышаться, в результате вырос как индекс доверия Президенту (на март 2015 г. – 65, на март 2014 г. – 59, на март 2013 г. – 46), так и индекс одобрения работы Президента (на март 2015 г. – 88, на март 2014 г. – 76, на март 2013 г. – 64). Данные представлены по результатам опросов ВЦИОМ.  Одной из причин такого успеха как раз и является возвращение россиянам идентичности и самоуважения. На протяжении всего развития российского и советского государства население страны воспитывалось с пониманием сильной державы, имеющей значительный вес в мировом сообществе. В 1990-е гг., после распада СССР, в годы правления Б. Н. Ельцина страна потеряла свое былое могущество, произошла потеря самоуважения нации, понимания ее роли в мировых процессах, и только после провозглашения нового курса внешней политики населению России вернули чувство самоуважения. Стало формироваться новое представление о роли Российского государства на международной арене.

Социальная роль – это ожидаемое поведение индивида в зависимости от занимаемого им социального статуса, в то время как ролевое поведение – это непосредственное поведение индивида, играющего роль. Индивид одновременно может обладать огромным количеством социальных статусов; чем активнее индивид включен в общественную жизнь, тем большим количеством статусов он будет обладать. В демократических обществах происходит преобладание достигаемых статусов над предписанными, в тоталитарных и авторитарных, наоборот, предписанных статусов больше, чем достигаемых. Статус определяет возможности индивида в обществе, типы и уровни социальной мобильности (о социальной мобильности речь пойдет в следующем параграфе). Затруднение в исполнении социальных ролей может быть вызвано как социальным напряжением, так и ролевым конфликтом. В первом случае, трудности обусловлены несоответствием внутренних установок требованиям роли, во втором – несовместимостью выполнения нескольких социальных ролей одновременно. Так, например, П. А. Порошенко уверял граждан Украины и депутатов Верховной Рады в том, что никаких изменений и поправок о децентрализации властных полномочий вноситься не будет, затем, после дополнительных встреч и переговоров с А. Меркель и Ф. Олландом, оказал влияние на парламент, и Верховная Рада приняла в первом чтении закон о децентрализации. Данная позиция Президента Украины П. А. Порошенко обусловлена ролевым конфликтом. С одной стороны, он как Президент и гарант Конституции Украины, имеет обязательства перед своим народом; с другой стороны, как участник переговоров Нормандской четверки – перед своими западными партнерами.

Для решения вопросов, связанных с ролевыми конфликтами и ролевым напряжением, существуют такие механизмы как рационализация ролей, разделение ролей, регулирование ролей. Но главным механизмом остается социализация. Показательна здесь политика США, которые инвестировали значительные денежные средства в создание образовательных программ, студенческих обменов, общественных организаций, исследовательских грантов на территории постсоветского пространства с целью пропаганды идеалов свободы и демократии. Голливуду, как одному из основных инструментов вестернизации общества, посвящено множество научных статей и публикаций.

Общество осуществляет строгий контроль правильного исполнения социальных ролей и соблюдения социальных норм. В случае их невыполнения общество применяет к нарушителям санкции, которые могут носить различный характер: от осуждения до полной социальной изоляции. Подобные механизмы использует в своей практике и международное сообщество, вводя санкции против Ирана, Сирии, России, или, например, Северной Кореи, которая постоянно получает угрозы международной изоляции. Социальный контроль необходим обществу. Он тем сильнее, чем сплоченней социальная общность и чем сложнее ее социальная структура. Если общество разобщено или представляет собой квазиобразование, социальный контроль будет слабее и менее эффективен. Отсутствие социального контроля может привести или к распаду общества, или к хаосу, или к аномии. В социальных общностях методы группового давления на индивидов, обладающих низкими и высокими социальными статусами, различно. Индивид с высоким социальным статусом или лидер группы обязан изменять старые и создавать новые способы взаимодействия. За это лидер получает возможность отступать от групповых правил. Для того чтобы удержать свой авторитет в группе, лидер не должен вести себя идентично остальным членам группы. Так, например, можно объяснить действия США среди всех стран-участниц НАТО. Однако есть демаркационная линия, переход через которую может лишить лидера его высокого статуса и даже привести к изгнанию экс-лидера из группы.

Безусловно, не существует такого общественного образования, в котором индивиды не нарушали бы социальные нормы. Процесс отклонения от социальной нормы называется девиацией. Она может быть вызвана особенностями культуры, социализацией и собственно социальными процессами в обществе. Стоит различать делинквентное (или преступное) поведение и девиантное. Любое делинквентное поведение девиантно, но не каждое девиантное поведение делинквентно. Природу девиации пытались разгадать многие социологи, психологи, физиологи. Непосредственно социальный взгляд на проблему девиации предложил Роберт Мертон, выдвинув гипотезу, что само общество толкает индивида к совершению девиантных поступков. Он построил типологию поведения индивидов в зависимости от разделяемых культурных целей и применяемых институциональных средств. Несмотря на то, что в понимание термина «отклоняющееся поведение» стереотипно заложена негативная коннотация, еще в XIX в. Эмиль Дюркгейм сформулировал положительные значения девиации, среди которых подтверждение культурных ценностей и норм, уточнение границ морального в обществе, усиление социального единения, реализация социальных изменений. Так, например, после событий 11 сентября в США произошло сплочение американского общества, осознание идей национальной безопасности. Девиантные действия террористов повлекли за собой военное вторжение в Афганистан и Ирак.

Из различных теорий международных отношений проблематика социального контроля, социальных отклонений и социализации наилучшим образом представлена в доминирующей теории – реализме. Важнейшим понятием для реализма является понятие системы международных отношений, ограничивающей возможность агентств (государств и других образований, осуществляющих социальное действие на международном уровне) и агентов (т. е. их представителей) осуществлять социальное действие. «Агенты и агентства действуют; системы как единое целое – нет, – пишет основоположник неореализма в теории международных отношений Кеннет Уолтц, – однако действия агентов и агентств ограничены структурой системы». И далее: «Первый способ, позволяющий структуре оказывать влияние, заключается в социализации, которая ограничивает и формирует поведение. Приверженцы реализма настаивают на том, что государства несвободны в выборе социального действия, что их возможность выбора ограничена системой. Система осуществляет социальный контроль действий государств на международной арене, однако если то или иное государство предпринимает действия, направленные на дестабилизацию системы, мы узнаем об этом не от самой системы, которая, по Уолтцу, не осуществляет социальных действий, а из заявлений официальных представителей других государств. Например, начало войны в Ираке в 2003 г. было воспринято во многих странах, в частности в России, в качестве действия, способного дестабилизировать систему международных отношений. Так, 21 марта 2003 г., на второй день Иракской войны, российский Президент Владимир Путин заявил, что «военная акция против Ирака – это решение, чреватое трудно предсказуемыми последствиями, в том числе ростом экстремизма».

Система международных отношений осуществляет социализацию мировых элит и мировой общественности с целью предотвратить саму возможность принятия в той или иной стране решения о совершении социального действия, способного дестабилизировать систему. Система осуществляет социализацию не сама, но благодаря различным агентствам и особенно агентам; в данном контексте нельзя не упомянуть ученых и преподавателей высшей школы, которые подготавливают и публикуют учебники по международным отношениям. Ученые-международники играют важную роль в международной политике; многие из них совмещают научную и педагогическую работу с занятием высоких постов в органах государственной власти, ответственных за выработку внешнеполитических решений. В качестве примера можно назвать Кондолизу Райс, автора многих научных трудов по проблемам отношений между социалистическими странами в годы «холодной войны», которая занимала посты Советника по национальной безопасности США в 2001–2005 гг. и Государственного секретаря в 2005–2009 гг. Однако в гораздо большей степени влияние ученых-международников на практику международных отношений осуществляется благодаря тому, что большинство представителей мировых элит имеют высшее образование и изучали международные отношения по учебникам, которые были написаны в прошлом этими учеными.

Наконец, в случае, если происходит социальное отклонение, и одна из стран мира или группа стран принимают решение о совершении социального действия, угрожающего стабильности системы, система наказывает эти страны, не позволяя им достичь тех целей, которые они ставили перед собой, решаясь на дестабилизацию системы. Но и в этом случае наказание стран, решившихся дестабилизировать систему, осуществляется не руками самой системы, но руками государств, заинтересованных в сохранении системы. Таким образом, система международных отношений осуществляет функции социализации, социального контроля и предотвращения социальных отклонений со стороны отдельных государств или негосударственных участников международных отношений, например международных террористических организаций.

Определение функций системы международных отношений не помогает определить сущность системы; по этому вопросу ведутся споры как среди приверженцев реализма в теории международных отношений, так и среди ученых, работающих в русле других теорий. Некоторые ученые в принципе отвергают понятие системы международных отношений в том виде, в каком о ее существовании заявлял Уолтц, ведь Уолтц доказывает факт существования системы не индуктивно, путем наблюдения за отдельными событиями из практики международной политики и доказательства взаимосвязей между этими событиями, которые в совокупности позволили бы объединить их в систему. Он доказывает факт существования системы дедуктивно: по его мнению, если международные отношения – это наука, то объект ее исследования должен представлять собой систему, следовательно, система существует. Недаром Ричард Лебоу назвал теорию Уолтца не теорией, но «идеологией».

Другие ученые, однако, не только соглашаются с Уолтцем в том, что международные отношения представляют собой систему, но и пытаются ответить на вопрос о сущности существующей системы. Уолтц в процитированной ранее работе подвергает критическому разбору труды трех авторов, по-разному определявших сущность системы международных отношений: Ричарда Роузкранца и Мортона Каплана. Однако Уолтц не упоминает о работах ученых, не относящихся к реалистическому направлению в теории международных отношений, в которых разбирается понятие системы международных отношений. Так, он не пишет об Иммануиле Валлерстайне, хотя многие его работы были опубликованы раньше процитированной работы Уолтца, а в год выхода в свет работы Уолтца был опубликован сборник эссе Валлерстайна, в которых содержатся основные положения его теории. Далее мы подробно остановимся на этих работах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)