Социальные выплаты

Источником социальных выплат могут быть бюджетные средства или средства социального страхования. Структура этих источников различается по странам. Независимо от источника социальные выплаты влияют на уровень доходов домохозяйств.

На рисунке 7.4 показана доля социальных выплат в общей сумме доходов домохозяйств в Российской Федерации, она колеблется от 14,6% в 2009 г. до 18,2% в 2012 г. Данная доля за рассматриваемый период была выше доходов от предпринимательской деятельности. Особенно эта доля увеличилась в 2010—2012 гг.

Практически все развитые государства значительную долю расходов бюджета расширенного правительства (это средства бюджетов бюджетной системы, а также средства социального страхования) направляют на социальную защиту и финансирование бесплатной медицинской помощи. На рисунке 7.5 представлена информация о доле расходов на социальную защиту (включая и исключая расходы на здравоохранение) в общем объеме расходов бюджета расширенного правительства, а также в процентах к ВВП в отдельных странах в 2007 г.

Наибольший объем таких показателей отмечен в Люксембурге (это объясняется масштабами данного государства, не предполагающими расходы на оборону и значительные управленческие расходы), в большинстве европейских стран доля расходов на социальную защиту и здравоохранение в расходах бюджета расширенного правительства составляет более 50%, без учета расходов на здравоохранение — около 40%, расходы на социальную защиту в процентах к ВВП варьируются от 12 до 22%. В Российской Федерации аналогичные показатели ниже, чем общеевропейские, но без учета расходов на здравоохранение выше, чем в США.

Значительная часть социальных выплат связана с системой социального страхования. Виды социального страхования варьируются в разных странах в зависимости от сочетания тех или иных рисков. Например, в Российской Федерации риск, связанный с общим заболеванием, касается двух видов социального страхования: обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В таких странах, как Германия и Австрия, это один вид социального страхования.

Во многих странах национальное законодательство о социальном обеспечении (социальной защите) учитывает требования Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившей в силу в апреле 1955 г. Группировка указанных норм дана в разрезе отдельных рисков социального страхования, хотя Конвенция допускает возможность выплат напрямую за счет бюджетных средств.

В настоящее время 46 стран полностью или частично ратифицировали этот документ, Российская Федерация данную конвенцию не ратифицировала, но в программных документах Правительства Российской Федерации неоднократно отмечаются указанные нормы как ориентиры для развития системы социального страхования.

В Российской Федерации в отдельных нормативных правовых актах не всегда прописаны минимальные размеры социальных выплат, в отличие от максимальных размеров, размеры выплат нередко устанавливаются в абсолютной сумме.

Кроме указанных в Конвенции № 102 наиболее распространенных видов социальных выплат, многие государства имеют специальные программы выплат пособий семьям, имеющим детей (рожденных или усыновленных); лицам, пострадавшим во Второй мировой войне и других войнах; лицам, пострадавшим от радиационных и других техногенных катастроф; лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (беженцам, вынужденным мигрантам и т.д.). Чаще всего такие выплаты осуществляются из соответствующего бюджета бюджетной системы и относятся к механизму социальной помощи. Наибольшую долю в социальных выплатах занимают пенсии по старости.

Пенсионные системы многих стран представлены тремя уровнями (рис. 7.6):

  • национальная пенсионная система, предусматривающая государственные гарантии пенсионных выплат;
  • профессиональная пенсионная система (в некоторых странах есть возможность перехода из национальной пенсионной системы в профессиональную пенсионную систему);
  • дополнительное пенсионное обеспечение.

Доля каждого уровня в общем объеме пенсионных выплат в разных странах варьируется. В ФРГ наибольшую долю занимают выплаты в рамках национальной пенсионной системы, в США и Великобритании — в рамках профессиональных пенсионных систем и дополнительного пенсионного обеспечения.

Пенсионная система может строиться на основе бюджетного механизма (распределительная модель), при котором пенсионные выплаты осуществляются за счет общих поступлений, как правило, в федеральный бюджет (или бюджет центрального правительства). Но чаще всего пенсионная система основана на страховом механизме (механизме социального страхования). Страховой механизм может предполагать распределительную модель или накопительную, а может сочетать элементы и той, и другой модели.

В начале XX в. в публикациях появились прогнозы о снижении патерналистской роли государства в условиях глобализации и будущем отказе от страховой модели социальной защиты, как более дорогой, чем модель, основанная на социальной помощи.

Основной аргумент такой позиции заключался в том, что в условиях глобализации высокий уровень государственных гарантий при использовании модели социального страхования создает повышенную нагрузку для работодателя на оплату труда, и соответственно растет стоимость рабочей силы и себестоимость продукции в данной стране, а это должно снижать ее привлекательность для предпринимателей и инвестиций.

В 2008—2009 годах было доказано, что более безболезненно последствия кризиса прошли те страны, где действует модель социального страхования. В рамках антикризисных программ правительства многих стран в 2009 г. не только не сократили, но, наоборот, увеличили социальные выплаты для роста совокупного спроса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)