Социально-экономические причины отсутствия законодательства о несостоятельности предприятий в советский период

Причины, порождающие банкротство предприятий, признаки и сущностные характеристики этого явления свидетельствуют о его типично рыночном характере.

Соответственно, институт банкротства как санирующее и высокоэффективное средство для развития производительных сил не может существовать в условиях плановой экономики из-за конфликта первого с внешней средой, т. е. командно-административной системой управления экономикой.

При плановом распределении всех видов ресурсов банкротство не допускается директивно. Вся плановая система направлена на достижение полного отсутствия банкротства во всех формах его проявления. В плановой экономике не существовало механизма приспособления к меняющимся вкусам, потребностям потребителя в соответствии с техническими возможностями и объективными условиями ее развития. В рыночной экономике роль этого механизма выполняют ценовые сигналы, которые позволяют существовать рынку как саморегулирующемуся механизму. Поэтому относительно эффективно плановая экономика работает в чрезвычайных ситуациях (борьба с нищетой, безграмотностью; война) и на начальной стадии своего экстенсивного развития. Однако по мере развития производительных сил вероятность того, что предложение будет соответствовать общественным потребностям на макроуровне, уменьшается в значительной степени. Вместе с тем, исправление ошибок централизованного планирования с помощью терапевтического варианта банкротства не представляется возможным в рамках плановой экономики. В развитых же рыночных странах институт банкротства нацелен на профилактику несостоятельности.

Плановая экономика не реагирует на сигналы спроса в силу отсутствия соответствующих механизмов передачи производителю таких сигналов. Следовательно, погрешность при принятии экономических решений все больше увеличивается. Плановая экономика не имеет эффективного механизма внедрения новых технологий, так как вся система не ориентирована на прибыль и лишена экономических стимулов. Автоматически происходит планирование убыточности (банкротства) определенной части предприятий, и ограничивается возможность их санации в рабочем порядке. Такое положение дел предопределило системный характер отечественного варианта банкротства на момент начала рыночных преобразований.

Характерно, что в силу объективных причин при плановом ведении дел в экономике возможно лишь банкротство производства. Банкротство бизнеса как результат неэффективного управления и банкротство собственника невозможны исходя из определения плановой системы.

Банкротство производства осуществлялось в двух основных формах:

  • умышленного банкротства;
  • фиктивного банкротства.

Под умышленным банкротством понимается преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими убытков предприятию либо в личных интересах, либо в результате некомпетентного ведения дела. Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности или несостоятельности с целью получения отсрочки и (или) рассрочки в погашении платежей. В силу полнейшей ненаказуемости фиктивное банкротство было весьма распространенным явлением – около четверти предприятий на начало перестройки официально признавались планово-убыточными. По оценкам же западных экспертов, на начало рыночных преобразований около 80 % российских промышленных предприятий оказались на грани банкротства.

Считаться несостоятельным было выгодно – на заработную плату руководящего звена, как, впрочем, и остальных трудящихся, это не влияло, зато составление производственных планов на следующий рабочий период производилось от достигнутого.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)