Социальная ситуация развития в раннем возрасте (1-3 года)

Как указывает Д.Б.Эльконин, в самом начале раннего воз­раста возникает противоречие: возможности деятельности ребенка противоречат эмоциональному характеру его обще­ния. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого. Деятельность с ним не может осуществляться в процессе непосредственно-эмоционального общения. Ориентировочно-опробовательная активность ребенка требует но­вой системы общения – языка. Поскольку существует общий предмет деятельности, постольку необходима и совместная деятельность. А это уже новая социальная ситуация. Ребенок и взрослый отделились, но деятельность их все еще совмест­ная. Своеобразие новой социальной ситуации состоит в том, что ребенок теперь живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.

Ситуативно- деловое общение– общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие

Социальная ситуация развития в раннем возрасте получи­ла название “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ”. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К.Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину – ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овла­деть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы гово­рит: «Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: пока­жи, учи!» Эта социальная ситуация развития предполагает новый тип деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это пред­метная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной дея­тельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет.

Общение выступает здесь как сред­ство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ве­дущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится рече­вым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосре­дованным словом, имеющим предметную отнесенность.

М.И.Лисина считала, что общение ребенка со взрослым в раннем возрасте принимает ситуативно-деловую форму. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятель­ность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для кон­тактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. В деловом мотиве опредмечена коммуникативная по­требность ребенка в сотрудничестве со взрослым. При ситуа­тивно-деловом общении детям необходимо присутствие взро­слого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточ­но – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. Привя­занность к взрослому рождает у ребенка естественное жела­ние следовать в своих действиях поведению старших как об­разцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого – его похвалы и упреки – приобретают для детей огромное зна­чение при усвоении нужных, правильных действий с предме­тами. Иначе говоря, существование ситуативно-делового об­щения – это время, в течение которого дети переходят от не­специфических примитивных манипуляций с предметами к культурно-фиксированным действиям с ними.

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)