Социальная ситуация развития в период зрелости

Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

Хронологические рамки условны, индивидуальны, безусловно зависят от социально-экономических условий (социального положения, статуса, здоровья, географических и биологических факторов). Нижняя граница — момент завершения юности (20—21 год). Верхняя — начало старения (60—65 лет).

Проблема взрослости — одна из наименее разработанных возрастно- и социально-психологических проблем. Несмотря на множества эмпирических исследований, феномен взрослости остается недостаточно изученным.

Признается, что развитие присутствует на протяжении всей жизни, хотя сам процесс развития отличается от процессов развития в детстве и уже больше не связан с заметным физическим ростом и быстрым приобретением когнитивных навыков. Л. С. Выготский отмечал, что развитие человека уже в начале зрелости (с 18 до 25 лет) не может быть подчинено закономерностям детского развития.

В психологии распространено мнение, что хронологический возраст в зрелости не имеет особого смысла, изменения в личности взрослого человека происходят лишь благодаря индивидуальным особенностям, в сочетании с социальным, биологическим и психологическим статусом. Их сочетание, различное в разных культурах, приводит к понятию зрелости. Однако, какое бы сочетание характеристик ни включалось в понятие зрелость, четкой границы ее наступления не существует. Социоэкономический статус, городская или сельская местность, этническая принадлежность, исторические периоды, войны, экономическая ситуация в обществе сильно влияют на границы зрелых возрастов.

Различные исследователи зрелости не сходятся в определении границ зрелого возраста, а также в выделении кризисов зрелости. Стадии не имеют четко очерченных границ и различаются по задачам развития, которые ставятся перед человеком. В целом же теоретические исследования в области психологии взрослости чаще всего являются фрагментами других исследований и ставятся как проблемы специфики детства (старости) по сравнению со взрослостью: в качестве основы для сравнительного анализа выступает «эталон» (взрослого «нормального человека»), свойства и характеристики которого неясны и интересуют исследователей не сами по себе, но лишь как «не-детские» и «не-старческие» (зрелость, по Ф. Олпорту, например, — мера, в которой человек превзошел детские формы мотивации).

Поэтому исследование взрослости является актуальным направлением исследования в психологии развития. В последнее время, например, интенсивно развиваются исследования взрослого человека с точки зрения его наивысших достижений. Это направление изучения получило название «акмеология» (от греч. «акме» — наивысшие достижения) (А. А. Бодалев и др.). Правда, большинство работ связаны с исследованиями достижений в профессиональной сфере и взаимообусловленностью мотивационных, характерологических и других личностных характеристик с профессионализацией. Отметим лишь, что развитие в зрелости осуществляется не только по линии профессионального роста, карьеры или в связи с указанными направлениями, но и в сфере семейного (супружеского и родительского) становления.

Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Особое значение для понимания умственной деятельности взрослых имеют экспериментальные данные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций, поскольку последние, как подчеркивал Б. Г. Ананьев, «являются собственно онтогенетическими феноменами»

Взрослость характеризуется тем, что заканчивается общесоматическое и половое созревание. Период расцвета многих психофизиологических функций, острота зрения оптимизируется, — все это зависит от процесса созревания мозговых структур. Оптимизируются слух и сенсомоторные реакции и т. д.

В свое время Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается», а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые почти не могут принимать новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана. Тем самым взрослость имплицитно рассматривалась как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира.

Такие установки долгое время не позволяли в исследованиях подойти к взрослости как к периоду продолжающегося поступательного развития. В то же время благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружен важный онтогенетический факт — ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, следствием которых является значительное расширение возрастного диапазона и потенциалов периода взрослости (от 25—30 до 55—65 лет). Значит невозможно составить целостную, полную картину развития без понимания и учета глубинных особенностей этого периода.

По мнению Л. С. Выготского, развитие во взрослости идет совсем по иным законам, чем в детстве. Большое значение в развитии личности придается становлению процессов саморегуляции и самодетерминации. Человеческая активности должна быть направлена на встраивание себя в существующий мир, развивая то, что сделает человека адекватным своей внутренней сущности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)