Социальная ситуация развития в период зрелости
Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Хронологические рамки условны, индивидуальны, безусловно зависят от социально-экономических условий (социального положения, статуса, здоровья, географических и биологических факторов). Нижняя граница — момент завершения юности (20—21 год). Верхняя — начало старения (60—65 лет).
Проблема взрослости — одна из наименее разработанных возрастно- и социально-психологических проблем. Несмотря на множества эмпирических исследований, феномен взрослости остается недостаточно изученным.
Признается, что развитие присутствует на протяжении всей жизни, хотя сам процесс развития отличается от процессов развития в детстве и уже больше не связан с заметным физическим ростом и быстрым приобретением когнитивных навыков. Л. С. Выготский отмечал, что развитие человека уже в начале зрелости (с 18 до 25 лет) не может быть подчинено закономерностям детского развития.
В психологии распространено мнение, что хронологический возраст в зрелости не имеет особого смысла, изменения в личности взрослого человека происходят лишь благодаря индивидуальным особенностям, в сочетании с социальным, биологическим и психологическим статусом. Их сочетание, различное в разных культурах, приводит к понятию зрелости. Однако, какое бы сочетание характеристик ни включалось в понятие зрелость, четкой границы ее наступления не существует. Социоэкономический статус, городская или сельская местность, этническая принадлежность, исторические периоды, войны, экономическая ситуация в обществе сильно влияют на границы зрелых возрастов.
Различные исследователи зрелости не сходятся в определении границ зрелого возраста, а также в выделении кризисов зрелости. Стадии не имеют четко очерченных границ и различаются по задачам развития, которые ставятся перед человеком. В целом же теоретические исследования в области психологии взрослости чаще всего являются фрагментами других исследований и ставятся как проблемы специфики детства (старости) по сравнению со взрослостью: в качестве основы для сравнительного анализа выступает «эталон» (взрослого «нормального человека»), свойства и характеристики которого неясны и интересуют исследователей не сами по себе, но лишь как «не-детские» и «не-старческие» (зрелость, по Ф. Олпорту, например, — мера, в которой человек превзошел детские формы мотивации).
Поэтому исследование взрослости является актуальным направлением исследования в психологии развития. В последнее время, например, интенсивно развиваются исследования взрослого человека с точки зрения его наивысших достижений. Это направление изучения получило название «акмеология» (от греч. «акме» — наивысшие достижения) (А. А. Бодалев и др.). Правда, большинство работ связаны с исследованиями достижений в профессиональной сфере и взаимообусловленностью мотивационных, характерологических и других личностных характеристик с профессионализацией. Отметим лишь, что развитие в зрелости осуществляется не только по линии профессионального роста, карьеры или в связи с указанными направлениями, но и в сфере семейного (супружеского и родительского) становления.
Взрослость характеризуется тем, что заканчивается общесоматическое и половое созревание. Период расцвета многих психофизиологических функций, острота зрения оптимизируется, — все это зависит от процесса созревания мозговых структур. Оптимизируются слух и сенсомоторные реакции и т. д.
В свое время Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается», а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые почти не могут принимать новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана. Тем самым взрослость имплицитно рассматривалась как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира.
Такие установки долгое время не позволяли в исследованиях подойти к взрослости как к периоду продолжающегося поступательного развития. В то же время благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружен важный онтогенетический факт — ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, следствием которых является значительное расширение возрастного диапазона и потенциалов периода взрослости (от 25—30 до 55—65 лет). Значит невозможно составить целостную, полную картину развития без понимания и учета глубинных особенностей этого периода.
По мнению Л. С. Выготского, развитие во взрослости идет совсем по иным законам, чем в детстве. Большое значение в развитии личности придается становлению процессов саморегуляции и самодетерминации. Человеческая активности должна быть направлена на встраивание себя в существующий мир, развивая то, что сделает человека адекватным своей внутренней сущности.
- Особенности познавательных процессов в старости
- Особенности личности в старости
- Долгожительство и долгожительство при относительно хорошем здоровье
- Период собственно старости
- Период выхода на пенсию
- Пожилой, предпенсионный возраст
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
- Психоаналитические подходы к старости
- Социально-психологические подходы к старению и старости
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу