Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте

Подростковый возраст— период от 1 — 12 до 14— 15 лет — зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.

Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: подросток продолжает жить в той же семье, ходит в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жиз­ни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период.

Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обусловливает новую социальную ситуацию. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием.

Период ускорения физического развития и полового созревания называют пубертатом, или пубертатным периодом. Происходит заметное увеличение скорости роста, повышение количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, кардинальные изменения происходят во всех органах и системах организма.

В среднем у девочек скачок роста и другие биологические изменения пубертатного периода происходят примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Как правило, у мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет, у девочек— на 1 лет 8 месяцев. Необходимо помнить, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости физического развития и полового созревания подростков.

Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. В подростковом возрасте, что отмечает И.В. Дубровина, нередко встречается чередование периодов повышенной активности, значительного роста энергии (отсюда — двигательное беспокойство, повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости, снижения работоспособности и продуктивности (увеличивается количество ошибочных действий, подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо — постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил).

Происходящие в психомоторике изменения приводят к временным нарушениям координации движений, в результате они нередко что-то ломают, разрушают; ухудшается почерк, речь становится «косноязычной». Подростки очень переживают подобные метаморфозы, чувствительны к насмешкам по этому поводу.

Следует помнить, что подростковый возраст — это сензитивный период для овладения многими наиболее сложными движениями, двигательными навыками, важными для спорта, хореографии, трудовой деятельности. Если в этот период не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом (И.В. Дубровина).

Бурные изменения в организме подростков резко повышают интерес к своей внешности. Они вынуждены адаптироваться к своему меняющемуся телу, построить и принять новый физический Я-образ. Подростки постоянно сравнивают себя с другими и с идеалом; обнаруживаемые различия ведут к росту озабоченности своим внешним обликом, вызывают тревожность и неуверенность в себе.

Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки — излишним весом и высоким ростом. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, несовпадение своего физического

«Я» с эталонами красоты имеет громадное значение для самоотнjшения и самооценки подростков. Рано созревающие мальчики имеют определенные преимущества по сравнению с поздно созревающими: они чаще становятся лидерами, увереннее чувствуют себя со сверстниками, имеют более благоприятный Я-образ, высокий уровень притязаний (И.С. Кон).

Для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные стороны: рано созревшая девочка может быть непопулярной среди своих сверстников — она выше всех ростом, созревает на четыре — шесть лет раньше, чем мальчики ее класса, ей не с кем обсудить происходящие с ней физиологические и эмоциональные перемены, но в то же время она может быть более уверенна в себе и спокойна, особенно если привлекает внимание старших мальчиков.

Морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола, желание нравиться, новые интересы, потребности, влечения, происходит развитие сексуальных установок и сексуального поведения. Подростки много говорят и думают о сексе, особую остроту этот вопрос приобретает для девочек в 12— 13 лет, для мальчиков в 14— 15 лет.

Пубертат и сопровождающие его изменения внешнего вида могут привести к нарушению поведения подростков, вплоть до невротических реакций. Не случайно подростки значительно чаще, чем люди других возрастов, становятся жертвами синдрома дисморфофобии (бред физического недостатка, мнимого уродства).

Им может казаться, что у них слишком узкий лоб («такой может быть только у гориллы», «умные люди всегда имеют большой лоб» и т.п.), нос искривлен («как у Бабы Яги»), неправильная форма лица и т.д. Причем интересно, что бред мнимого уродства касается только хорошо сформированных частей тела и обычно локализуется в области лица.

Подростки часами проводят время у зеркала, всякими ухищрениями пытаются скрыть свой мнимый недостаток. Девочки-подростки, становясь жертвами современного культа стройности, склонны преувеличивать свою толщину, прибегая ради похудания к вредным диетам, что иногда может привести к симптомам нервной анорексии (эмоциональное расстройство, характеризующееся навязчивыми идеями относительно собственного веса, что приводит к отказу от еды и устойчивой потере аппетита).

Даже находясь на грани истощения, девочки все равно отказываются от пищи, буквально морят себя голодом, боясь потолстеть и потерять свою привлекательность. Нервная анорексия — это серьезное заболевание, требующее госпитализации.

Необходимо помочь подростку принять свой новый образ физического «Я», поэтому от взрослых требуется понимание, терпимость, тактичность; подросток должен чувствовать, что его любят, что он хороший, красивый.

Морфофункциональные изменения подростка, несомненно, оказывают большое влияние на его поведение. Но биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснить ими все особенности данной возрастной ступени невозможно. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая эпоха, обусловленные ими социальные или культурные ожидания, обстановка в семье и в школе, средства массовой информации.

Психологи полагают: то особенное, что впервые возникает в личности подростка, то главное, что отличает его внутреннюю позицию, — это возникновение у него чувства собственной взрослости — стремление быть и считаться взрослым, желание показать свою «взрослость», потребность в том. чтобы его взрослость признавали окружающие.

Чувство взрослости, представление о себе как «не о ребенке» — центральное новообразование этого периода. Однако подростку еще далеко до истинной взрослости: и физически, и психологически, и социально он еще не может быть полностью самостоятельным, действительно взрослым, и он сам ощущает, что его взрослость еще не совсем «подлинная», чувствует неуверенность в своей новой позиции, которую сам же отстаивает.

Складывается своеобразная ситуация: несоответствие между осознанием себя взрослым и объективным положением зависимого от взрослых ребенка, невозможностью включиться во взрослую жизнь «на равных». Именно это противоречие, попытки его преодоления, попытки выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно своему представлению о себе, и обусловливают своеобразную социальную ситуацию развития подростков.

По поводу ведущей деятельности подростков взгляды отечественных психологов расходятся: одни полагают, что ведущей деятельнстью продолжает оставаться учение (Л.И. Божович), другие считают, что ведущей деятельностью в этот период становится интимно­-личностное общение (Д.Б. Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Д.И. Фельдштейн).

По-видимому, следует согласиться с А.Г. Асмоловым, утверждающим, что ведущие деятельности «не даны» подростку, а заданы конкретной социальной ситуацией развития. Подросток может предпочесть сам либо выбрать под влиянием значимых для него сверстников и взрослых в качестве ведущей деятельности или деятельность интимно-личностного общения, или общественно-полезную деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)