Социальная ответственность

Посредством неоднократных угроз и силовых методов, особенно в налоговой сфере, власть заставляла деловой мир становиться все более послушным и “социально ответственным”. Устное народное творчество немедленно откликнулось на эту тему анекдотами в жанре черного юмора, например:

“Приходит к Путину последний олигарх:

— Олигарх: Владимир Владимирович. Свой завод я вернул государству, загородный дом подарил детскому саду, заплатил налоги за себя и всех своих родственников. Прошу разрешения уехать за границу, в Лондон.

— Путин: А как же старая русская традиция — “посидеть” перед дорожкой?”.

2005-й год начался с давно не виданных массовых протестов населения, причем никем не организованных. Пенсионеры и прочие ущемленные льготники перекрывали трассы, выходили на митинги сами, почувствовав себя обиженными и несправедливо обделенными. Власть недоумевала: разве неиспользуемые натуральные социальные льготы лучше их денежной компенсации?

Понадобились срочные меры по увеличению бюджетных расходов на социальные нужды, реализация которых привела власть к тому, чтобы признать естественные социальные функции государства в качестве “приоритетных национальных проектов”. Губернаторы и прочие местные власти также оказались не готовыми ответить на вопрос: “Доколе?!”.

В феврале 2005 года, ровно день в день со своей прошлогодней отставкой, из небытия показался бывший премьер М.М.Касьянов. Он выразил несогласие с курсом Кремля на увеличение присутствия государства в экономике и подмены духа и буквы Конституции псевдодемократическими процедурами избрания федеральных и региональных органов власти.

Интересно
При этом он так и остался изолированной фигурой, подозрительно воспринимаемой в правой оппозиции, при безразличном отношении народа. К тому же к его мизерной популярности вряд ли могли что-то добавить скандалы с приватизированной экс-премьером государственной дачи в Сосновке.

Март 2005 года ознаменовался двумя нашумевшими покушениями. Аслана Масхадова удалось ликвидировать, Анатолия Чубайса, к счастью, нет. Эффект от убийства Масхадова свелся к дальнейшей фрагментации сил чеченских сепаратистов, что выразилось в значительном снижении их диверсионной активности. Это позволило в более-менее спокойной атмосфере провести выборы чеченского парламента, окончательно сформировав, таким образом, структуру власти в мятежной автономной республике.

Когда казалось, что основные нелегальные центры исламистов ликвидированы, случился Нальчик. Правда, в течение суток удалось почти полностью уничтожить основные силы боевиков, нанеся им, таким образом, тяжелейшие потери. В том же месяце произошли события, которые отчетливо обозначили тенденцию перехода России от либерально-рыночной к государственно-корпоративной модели развития экономики.

В начале мата 2005 года председатель правления ОАО “Газпром” А.Б.Миллер и президент государственной нефтяной корпорации “Роснефть” С.М.Богданчиков объявили о планах слияния двух компаний в единую корпорацию транснационального масштаба. Напомним, что в конце декабря 2004 г. государственная нефтяная компания “Роснефть” приступила к поглощению основного добывающего предприятия НК “ЮКОС” ОАО “Юганскнефтегаз” и стала второй по величине после НК “ЛУКОЙЛ” нефтедобывающей компанией России. Председателем нового совета директоров НК “Роснефть” стал.

Посредством слияния “Газпрома” и “Роснефти” государство получало контрольный пакет акций “Газпрома”, а “Газпром” приобретал активы для развития собственного нефтяного бизнеса, который до этого у газового монополиста был совершенно раздробленным, разрозненным и неструктурированным.

НК “Роснефть” стала первой российской госкомпанией, при размещении акций которой отдельное внимание было уделено частным лицам. В июле 2006 года компания разместила акции по цене $7,55 за штуку, выручив за бумаги $10,42 млрд., что поставило ее на первое место по капитализации среди всех российских нефтяных компаний и на 11-е место среди мировых публичных нефтегазовых компаний.

Интересно
Восстановив контроль над “Газпромом”, Правительство принялось за алмазного гиганта — “АЛРОСА”. До 2005 года государству принадлежало 37 % акций компании, но к концу года, по плану, предполагалось консолидировать не менее 51 %.

Еще в 2001 году Главное контрольное управление Администрации Президента РФ после проверки “АЛРОСА” пришло к выводу, что распределение долей между центром и правительством Якутии ущемляет интересы государства. Президент В.В.Путин тогда потребовал защитить федеральную собственность. На исполнение указания Президента понадобилось более 3-х лет.

31 марта 2005 года премьер М.Е.Фрадков потребовал от Минэкономразвития, Минфина, Минюста и ФСБ срочно разработать оптимальную схему восстановления государственного контроля над алмазодобывающей монополией. Председателем нового совета директоров АК “АЛРОСА” стал Министр финансов А.Л.Кудрин.

Одним из инициаторов усиления роли государства в российской экономике можно смело можно назвать генерального директора ФГУП “Рособоронэкспорт” С.В.Чемезова, лично разработавшего стратегию превращения своей компании из отдела продаж российского военно-промышленного комплекса в крупнейший финансово-промышленный конгломерат страны, состоящий из нескольких десятков российских оборонных предприятий.

В 2001–2005 гг. “Рособоронэкспорт” заработал для собственных нужд не менее $2 млрд. Но привлекательных объектов для инвестирования полученной прибыли ни в оборонке, ни в машиностроении практически не осталось. Все мало-мальски успешные предприятия уже давно обрели своих хозяев, поэтому Чемезов был поставлен перед выбором — либо начинать передел собственности, либо за счет крупномасштабных финансовых вливаний поднимать убыточные предприятия, перепрофилируя их в соответствии со своей стратегией.

Экспансия госпосредника в оборонную промышленность началась с покупки летом 2003 года компании “Оборонительные системы — Инвест”, контролирующей КБ “Кунцево” и Московский радиотехнический завод (МРТЗ). Но самые крупные проекты г-ну Чемезову удалось реализовать в авиастроении.

В конце 2004 года, заручившись поддержкой Президента В.В.Путина, глава “Рособоронэкспорта” приступил к созданию на базе компании “Оборонпром” (“дочка” госпосредника) холдинга “Вертолеты Миля” с оборотом почти 400 млн. долларов в год. В эту структуру были переданы блокирующие пакеты акций разработчика милевских машин, МВЗ имени Миля, и трех серийных заводов в Улан-Удэ, Казани и Ростове-на-Дону.

В 2005 году ФГУП “Рособоронэкспорт” приобрел контрольный пакет акций “АвтоВАЗа” — важнейшего предприятия автомобилестроения, на которое приходится до 40 % российского рынка легковых автомобилей. В 2006 году “Рособоронэкспорт” продолжил свою экспансию. В октябре 2006 года он за $700 млн. выкупил 66 % корпорации “ВСМПО-Ависма”, единственного в России производителя титана.

После покупки титановой монополии руководство “Рособоронэкспорт” объявил о намерении расширить бизнес за счет приобретения поставщиков сырья в Казахстане и на Украине. Наряду с металлургическим холдингом в 2006 году “Рособоронэкспорт” успешно продолжал создание вертолетостроительного холдинга на базе своей дочерней компании “Оборонпром”.

В октябре “Оборонпром” купил находящийся в Кировской области Электромашиностроительный завод “ЛЕПСЕ” — одно из крупнейших российских предприятий по производству электрооборудования для оборонной и автомобильной промышленности. В декабре “Оборонпром” начал сделку по выкупу более 20 % акций ОАО “Казанский вертолетный завод”.

Она завершилась в I квартале 2007 года, и после этого “Оборонпром” получил контроль над одним из крупнейших вертолетных заводов России. Таким образом, “Рособоронэкспорт” забрал под себя активы автомобильный, вертолетный и металлургический (титановой) промышленности.

В начале ноября 2005 года был фактически национализирован знаменитый “Уралмаш”. Министр экономики Грузии Каха Бендукидзе и его партнеры по бизнесу продали принадлежащие им 42,16 % акций ОАО “Объединенные машиностроительные заводы” (в структуру которых входит завод “Уралмаш”) “Газпрому” и “Газпромбанку”.

В значительной степени правительство де-факто укрепило свои позиции в области добычи природных ресурсов и производстве вооружений и военной техники, поэтому первый вопрос, который взволновал деловое сообщество — ограничится эта тенденция сектором природных ресурсов и ВПК или охватит другие отрасли?

К 2005 году рыночная доля 8 крупнейших банков, контролируемых государством, — Сбербанка, Внешторгбанка, Газпромбанка, Банка Москвы, Россельхозбанка, Ак Барс банка, ТрансКредитБанка, Ханты-Мансийского Банка — на январь 2005 года составила порядка 40 % совокупных активов. Сколько вообще банков имеют в своем капитале долю государства, подсчитать непросто.

Например, среди банков, публикующих оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета на сайте Центробанка (на 1 августа 2005 года их было 780), в капитале 250 кредитных организаций присутствовала доля (в основном — миноритарная) государства, его субъектов и органов местного самоуправления, а также госорганизаций.

Интересно
В большинстве из них эта доля образовалась по причине участия в их учреждении в 1990–1991 гг. советских министерств и госпредприятий. На протяжении многих лет Правительство неоднократно заявляло о своем намерении избавиться от этих пакетов, продав их за разумную цену частным инвесторам, но найти покупателей оказалось чрезвычайно сложно.

По мировым меркам масштаб присутствия банков с государственным участием в российской банковской системе не столь велик. Так, в Китае каркас банковского сектора составляет “большая четверка” госбанков, концентрирующих 90 % капитала банковской системы. В Индии доля государства в капитале банковского сектора составляет 81 %, в Индонезии — 85 %, в Бразилии — 47 %. Даже в Германии чуть меньше 50 % совокупного банковского капитала сконцентрировано в системе государственных по своей сути земельных банков (Lаndеsbаnкеn).

Традиционно банки, контролируемые государством, критикуются за нерыночные принципы деятельности (в частности, кредитную поддержку на льготных условиях определенных отраслей или компаний), что чревато ростом “плохих” долгов, убытками и неплатежеспособностью. Госбанки также критикуют за то, что они монополизируют рынок и подрывают конкуренцию.

С другой стороны, у госбанков есть и свои преимущества, с точки зрения их клиентов и потенциальных инвесторов. Это, прежде всего, менее рискованная кредитная политика, а также явные или неявные гарантии финансовой поддержки со стороны государства в случае локального или системного банковского кризиса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)