Социальная и правовая защита личности в системе функций социального государства

Современная теория построения в России государства нового типа, как социального и правового, предполагает рассмотрение категории социальной и правовой защиты граждан, в т.ч. в рамках реализации основных функций.

В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Однако следует отметить, что современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы с целью разрешения возникающих противоречий.

И это, на наш взгляд, верно, т.к. выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества и оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисные процессы.

Таким образом, под функциями государства следует понимать основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются:

  • устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни;
  • непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением;
  • направленность на выполнение конкретных задач и достижение тех или иных целей, которые встают на любом историческом этапе развития общества;
  • реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти.

Известно, что содержание любого явления не может существовать вне соответствующей формы. Так и содержание функции государства не дает полного представления о ней без учета организационных и правовых форм.

Организационные формы функций государства – это его механизм, система органов, их полномочия. Осуществление функций государства происходит в трех основных правовых формах.

Основные правовые формы функций государства представляют собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и контроль над нарушениями, т.е. формы практической деятельности государства.

Итак, процесс воздействия государства на определенную сферу общественных отношений начинается с издания нормативных правовых актов, которые регулируют данные общественные отношения. Это есть законотворческая форма осуществления функций государства.

Практическое воздействие государства и его органов на общественные отношения происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми государством законодательными актами.

Следующая правовая форма осуществления функций государства – правоохранительная. Она состоит в обязанности государства не допускать нарушения законов и нормативных актов участниками регулируемых государством общественных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей, осуществлять юрисдикционную деятельность, разрешать правовыми средствами возникающие конфликты.

Таким образом, от содержания функции зависят особенности организационных и правовых форм ее осуществления. Сущность государства и его социальное назначение являются решающими факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности стратегических задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, и целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий.

Это обусловливает проведение типологии государственных функций по различным основаниям. Широко распространено деление функций на внутренние и внешние, а также классификация функций в зависимости от задач, стоящих перед государством.

Интересно
В свое время в теории социалистического государства выделялись, например, следующие его основные внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической собственности.

Следуя Краткому курсу истории ВКП(б), в 60-е гг. были обоснованы новые направления деятельности по охране прав и свобод граждан, а также функция оказания социальных услуг.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого быть собственником, с проведением политической реформы и утверждением демократической государственности происходит эволюция как внутренних, так и внешних функций Российского государства.

По мнению Ю.А. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, начала самоорганизации и самодеятельности.

Государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом регулирование некоторых общественных процессов государство осуществляет жесткими императивными мерами, например, налоговой политикой, установлением правил конкуренции, ответственности за нарушение экологической безопасности населения и др.

В других же сферах используются более мягкие средства, например, поддержка развития науки, культуры и т.д. Иначе говоря, теперь существенно сокращается прямое монопольное вмешательство государства во все сферы жизни общества, подчинение его властной воле, волюнтаристская регламентация общественных отношений.

Если раньше, как указывает Ю.А. Тихомиров, понятие функций государства чаще всего «прилагалось» к сферам жизнедеятельности общества (хозяйственно-организационной или экономической функции, культурно-воспитательной или идеологической функции), то сегодня важнее выделить функции как направления и содержание государственной работы или объем, соответственно, государственной политики в тех или иных сферах.

Это нормативно-регулирующие, легализационно-регистрационные, защитно-охранительные, программно-ориентирующие, ресурсные функции.

Их объем и соотношение неодинаковы, причем они гибко меняются. В противном случае низкий уровень управления государственными делами неизбежно отрицательно сказывается на уровне жизни населения.

Анализ наиболее существенных признаков функций государства показывает, что социальная функция государства непосредственно выражает и предметно конкретизирует его классовую и общечеловеческую сущность.

Ее содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества. В ней воплощается и раскрывается активная служебная роль государства как важнейшей части надстройки по отношению к любому базису, реализуется разносторонняя политическая деятельность внутри страны и на международной арене.

Социальная функция государства возникает и развивается сообразно историческим задачам и целям государства. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления этой и ряда других функций.

Социальная функция представляет собой одно из устойчиво сложившихся основных направлений деятельности государства.

В ней проявляются и объективируются особенности и закономерности развития социального государства, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Функции социального государства вытекают из самой сущности государственности, из сочетания в деятельности государства общечеловеческих начал (функции ведения общих дел, как определяли в XIX в. сторонники марксизма и как до недавнего времени было принято говорить в отечественной научной литературе) с сугубо специфическими, классовыми или узкогрупповыми задачами.

По мере того как современная цивилизация позволяет лишить классовое противостояние в обществе его прежнего императива непреодолимости, в той же мере современное государство трансформируется в социальное.

В этом случае на службу интересов всего общества становятся, например, такие функции государства, как функция экологической безопасности.

В то же время коренной ломке подвергаются представления о безопасности государства и личности. Гармонизация интересов личности, общества и государства позволяет говорить о современном государстве как средстве обеспечения безопасности.

Анализируя специфические функции социального государства, нельзя представлять себе дело так, что остальные традиционно выделяемые наукой функции государства утрачивают свое значение.

На деле мы встречаемся с другим явлением: с трансформацией этих функций, и тогда, фигурально выражаясь, они развиваются «навстречу» друг другу.

Изучение функций социального государства, механизма их осуществления возможно различными путями. Исходя из того, что главным направлением в деятельности социального государства является обеспечение достойных условий существования для всех членов общества, исключительно важно определить функции государства с позиции закрепления социальных прав всех граждан.

При этом нельзя забывать, что хотя законность и права человека представляют собой величайшие ценности, они не могут, однако, стать единственной целью современного общества.

В современных условиях российской действительности, учитывая крайне тяжелое состояние экономики, ее криминализацию, отсутствие общепризнанных национальных идеалов, деформацию нравственных ценностей, невозможно рассчитывать на всеобъемлющее осуществление государством функции социальной и правовой защиты.

Резко снизился жизненный уровень российских граждан из недавно относительно благополучных слоев населения.

Это сказывается на развитии современной системы социальной и правовой защиты населения, которая сегодня в России воплощается с большими трудностями. Кризис экономики обескровливает многие социальные, гуманитарные программы.

Конституция Российской Федерации не включает такого важного ориентира для социального государства, как прожиточный минимум.

Причина – в невозможности обеспечить достойный прожиточный минимум сегодня и в нежелании ориентироваться на него завтра.

А ведь это один из тех конкретных показателей, по которым можно судить о степени или уровне «социальности» государства.

Трудно говорить о серьезных перспективах системы страхового пенсионного обеспечения, других форм социального страхования из-за неопределенности формулировки ст. 39 Конституции России о поощрении создания «дополнительных форм социального обеспечения».

Реалии нынешней кризисной социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной экономической и социальной политикой государства, эффективной системой социальной и правовой защиты населения как базового условия поступательности общественно-политического развития.

Сильная государственная социальная политика – единственно реальный путь продвижения к социальному государству.

Необходимость решения проблем социальной и правовой защиты вызывает настоятельную потребность в дальнейшем развитии законодательства о социальном обеспечении.

В частности, минимальные стандарты в области социального обеспечения, не нашедшие отражения в ныне действующей Конституции Российской Федерации, должны быть урегулированы федеральным законом.

Специфической функцией социального государства является функция социальной и правовой защиты населения и, прежде всего, неблагополучных в материальном положении социальных групп.

Конституция Российской Федерации в самой общей форме определила меры социальной и правовой защиты населения. К их числу относится, прежде всего, достойный человека гарантируемый минимум заработной платы и, соответственно, гарантированность права на труд и охрану труда.

Интересно
Огромное значение имеет также поддержка государством семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Любое общество характеризуется неравенством его членов.

Объективную основу неравенства составляют различия физического развития и состояния, интеллекта, наследственности (как биологической, так и социальной, в т.ч. гражданско-правовой, имущественной, образования, семейного положения и т.д.).

Содержание функции социальной и правовой защиты многозначно. Государством охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии.

Вместе с тем, полагаем, правильно отмечает Л.С. Мамут, что те блага, которые в ходе осуществления обсуждаемой деятельности государственно организованное общество предоставляет своим гражданам, поступают к ним на безвозмездной основе.

Отмеченную безвозмездность увлекающиеся политической риторикой публицисты и составители хартий, пактов, конституций перекрестили в бесплатность.

Поколения людей воспитываются в твердом убеждении, искренней вере, что в государстве положено быть бесплатным образование, медицинское обслуживание, жилье, отдых и т.д.

У их получателей от этого сплошь и рядом рождается ощущение, будто подобные блага вообще даровые, лишены всякого стоимостного измерения. Поскольку они никому ничего не стоят, то, естественно, нет никакого смысла оплачивать «бесплатное».

В реальном мире социальных благ, создаваемых без каких-либо затрат, нет. Производство и перераспределение социальных благ требуют расходов. Эти блага имеют стоимостное измерение, при этом государство в процессе социальной деятельности может их предоставлять соответствующим получателям безвозмездно.

Социальная и правовая защита как функция Российского государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек переходного периода, как бедность и рост безработицы, на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

Функция социальной и правовой защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ.

Важной частью функции социальной и правовой защиты является осуществление государственной поддержки инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения: обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Интересно
Задача создания в нашей стране социального государства, провозглашенного в ныне действующей Конституции Российской Федерации, связана, прежде всего, с реальной политикой органов государственной власти, способных обеспечить достойный уровень жизни своих граждан.

Социальная сфера в принципе существует только за счет бюджета, а промышленность за годы реформ оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки.

Иными словами, сохранились высокие обязательства государства. Кроме того, за многие десятилети было сформировано представление людей об исключительной ответственности государства за их судьбу и условия жизнедеятельности.

Убежденность, вера в обязанность и способность государства обеспечить социальное благополучие граждан, базирующаяся на идеологии и политике советского периода, являлись доминантными психологическими установками преобладающей части населения.

Поэтому гарантом реальности обеспечения социальной и правовой защищенности личности в первую очередь выступает сильное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)