Социальная и правовая защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штат которых указанные лица входят.

Нормы, в соответствии с которыми обеспечиваются соответствующие гарантии, закреплены в законах, регламентирующих деятельность органов и спецслужб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность например:

  • Федеральные законы «О внешней разведке» (ст. 8, 17, 18, 20, 22);
  • «Об органах Федеральной службы безопасности» (ст. 17, 18);
  • «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 34-46);
  • «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (ст. 32-37).

Объектами социальной и правовой защиты являются только должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, занимающие как гласные, так и негласные должности. Гарантии правовой защиты лиц, оказывающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим ОРД, регламентируются ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими нормативно-правовыми актами.

Социальная защита – это система различных льгот, мер, материального, бытового, медицинского обеспечения, государственного страхования жизни, здоровья и имущества, пенсионного обеспечения и т.п.

Правовая защита – это система норм законов и иных нормативно-правовых актов, призванных обеспечить личную и имущественную безопасность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей при исполнении и в связи с исполнением ими обязанностей по службе. Средствами правовой защиты являются нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, совершаемые в отношении сотрудников правоохранительных органов, в том числе и сотрудников оперативных подразделений (ч. 2 ст. 294, ст. 317, 318, 319, 320, ч. 2 ст. 321 УК РФ и др.).

В Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Физическая защита сотрудников оперативных подразделений обеспечивается мерами личной охраны, охраны жилища и имущества, выдачей оружия и специальных средств индивидуальной защиты, заменой документов и др. (см. ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.).

«Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо руководствуется законом». Из указанных положений следует, что сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обладают определенной самостоятельностью в принятии решений и их реализации. Пределы этой самостоятельности определяются должностной компетенцией сотрудника.

Интересно
Основанием вмешательства являются только полномочия, которыми лицо наделено федеральным законом. В соответствии с ФЗ РФ «Об ОРД», ими наделены руководители оперативных аппаратов соответствующего уровня в отношении своих подчиненных; прокуроры и следователи. Прокуроры и следователи наделены соответствующими полномочиями также уголовно-процессуальным законом (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, подчиняется только непосредственному (ближайшему к нему) и прямому (вышестоящему по системе подчиненности) начальнику. Их приказы и указания обязательны для исполнения. Если приказ или указание незаконны, сотрудник, которому они отданы, должен руководствоваться законом.

За исполнение заведомо незаконного приказа или указания сотрудник несет дисциплинарную, а при наличии оснований и уголовную ответственность (ч. 2 ст. 42 УК РФ). Закон допускает вынужденное причинение вреда охраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Правомерность причинения вреда определяется характером решаемых в процессе осуществления ОРД задач:

  • по защите жизни и здоровья граждан, конституционных прав и законных интересов;
  • по обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Это право закреплено не только в ФЗ РФ «Об ОРД», но и в других законах. Из их положений следует, что сотрудники оперативных подразделений всех ведомств не несут ответственности за моральный, физический и материальный вред, причиненный их правомерными действиями, связанными с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при условии, что конкретная ситуация исключала возможность решить оперативную задачу без причинения вреда и вред был сведен к минимуму (ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» ст. 10, 14; ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» п. 13 ч. 1. ст. 16; ТК РФ гл. 61 и др.).

На сотрудников оперативных подразделений полностью распространяются (т.е. не требуется никаких дополнительных условий или оснований) положения уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслуге лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Оперативное внедрение в организованные преступные группы санкционируется руководителями органов, осуществляющих ОРД, и оформляется в порядке, установленном ведомственными нормативно-правовыми актами с тем, чтобы в дальнейшем факт выполнения специального задания имел документальное подтверждение и мог быть учтен при решении вопросов социальной и правовой защиты сотрудника.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это положение открывает возможность сделать более привлекательной и престижной работу в оперативных подразделениях, способствует, в конечном счете, повышению профессионального уровня оперативных работников, стимулирует их добросовестное отношение к служебным обязанностям. Меры социальной защиты могут заключаться в обеспечении жильем, выдаче целевых кредитов на строительство жилья, премировании и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)