Сопоставительная характеристика традиционных и активных методов обучения

Как мы уже знаем, различают две группы методов социально-психологического обучения: традиционные и активные методы. Они отличаются друг от друга прежде всего по своей задаче.

Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio – восприятие), носящего репродуктивный характер, направлено на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.

К ним относятся хорошо известные лекция (рассказ), семинар (беседа), практические занятия и т.п. Их результатом выступают «знания – описания» и навыки применять эти знания в типичных ситуациях. Разделение методов обучения на активные и традиционные достаточно условно, так как и традиционные методы должны заключать в себе потенциал активности.

Однако традиционные методы направлены прежде всего на передачу определенной суммы знаний и формирование навыков практической деятельности. Они предполагают предоставление обучаемым готовых решений в качестве образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Конечно, и в решении этой задачи необходима активность обучаемых. Но эта активность по своей направленности и содержанию носит, как мы уже говорили, преимущественно репродуктивный характер. Именно это определяет при пользовании традиционными методами приоритетную роль памяти и недостаточное внимание к развитию творческого мышления, которое совершенствуется лишь попутно.

Активные же методы обучения (от лат. aktivus – деятельный) суть такая форма обучения, которая направлена на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения здесь – не просто знания, не только умения и навыки решать профессиональные задачи, но и умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.

Интересно
Знания усваиваются не «про запас», «учат» не культуре исполнительского действия, а приобщают к культуре мыслительной творческой деятельности, так как задачи,обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться.

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого.

Активные методы обучения предоставляют возможность большей активности обучаемых и обеспечивают большее ее проявление, нежели традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатляется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Если мы заглянем в психологический словарь, то увидим: «активность» – собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)