О Сократе

Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена.

Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога — Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них.

Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, го­ворил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для па­мяти и мудрости».

Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен по­рождать предметы искусства, а другой — судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение.

В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена уп­ражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посто­ронним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не ис­тинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обуче­ния, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невежда­ми, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».

Негативные культурные аспекты письменности (упомянутые Пла­тоном) все чаще обращают на себе внимание исследователей именно в связи с третьей глобальной культурной революцией — появлением интернет-письменности.

Сейчас, конечно, перед журналистикой стоит сложная двойная за­дача. С одной стороны, ей требуется всегда быть адекватной лексиче­ским тенденциям, возникающим в сети и транслируемым не без по­мощи той же журналистики вовне сети (если такое место еще есть), а с другой — нужно выполнять культурную миссию по охране традицион­ных ценностей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)