Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС), вступившее в силу для России 22 августа 2012 г., развивает сложившийся механизм взаимодействия государств в сфере международной торговли, “принимая во внимание необходимость содействовать эффективной и адекватной охране прав интеллектуальной собственности” (извлечение из преамбулы ТРИПС), включая патентные права.

В ст. 3 ТРИПС подтверждается приверженность принципу национального режима (“за теми исключениями, которые уже предусмотрены… в Парижской конвенции”).
ТРИПС не содержит положений, которые можно было бы толковать как устанавливающие отдельную систему патентования в рамках Всемирной торговой организации (далее – ВТО).

Вместе с тем разд. 5 “Патенты” предусматривает требования к патентуемым объектам, предоставляемые права, требования, предъявляемые к заявителям на выдачу патента, исключения из предоставляемых прав.

Важные теоретические и практические аспекты патентования в фармацевтической сфере затрагиваются в Федеральном законе от 26 июля 2017 г. N 184-ФЗ “О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности”.

Речь идет о Протоколе ВТО от 6 декабря 2005 г. об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности <1>, в соответствии с которым предусматривается дополнение Соглашения ст. 31bis (после ст. 31) и Приложением (после ст. 73) (п. 1 Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

В частности, в Приложении определяется понятие лекарственного средства для целей ст. 31bis и данного Приложения: это любой запатентованный товар либо товар, полученный в результате запатентованного процесса, относящийся к области лекарственных средств, который необходим для решения проблем общественного здравоохранения, как указано в п. 1 Декларации о Соглашении по ТРИПС и общественном здравоохранении (WT/MIN(01)/DEC/2).

К нему также относятся активные компоненты, необходимые для его производства, а также средства диагностики, необходимые для его применения (подп. “а” п. 1 Приложения).

Государство – импортер лекарственного средства должно подтвердить, что у него отсутствуют либо ограничены возможности в фармацевтическом секторе для производства указанных лекарственных средств одним из способов, изложенных в Дополнении к Приложению (подп. “ii” п. 2 Приложения), а также подтверждает, что в случаях, когда лекарственное средство запатентовано на его территории, данное государство выдало либо намерено выдать принудительную лицензию в соответствии со ст. ст. 31 и 31bis ТРИПС и Приложением.

Государства – члены ВТО обязуются обеспечить наличие эффективных правовых средств для предотвращения импорта и продажи на своей территории лекарственных средств, произведенных в рамках данной системы и попавших на их рынки в нарушение ее положений, используя средства, которые должны быть созданы в соответствии с ТРИПС (п. 4 Протокола).

При этом сохраняют силу положения Парижской конвенции, в соответствии с которыми каждая страна Парижского Союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий (подп. 2 п. “A” ст. 5); принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее; в выдаче принудительной лицензии будет отказано, если патентообладатель докажет, что его бездействие было обусловлено уважительными причинами (подп. 4 п. “A” ст. 5).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)