Содержание роли

Сравним содержание статуса и роли. У них разные формулы. Содержание статуса составляет совокупность прав и обязанностей. Следовательно, формула содержания социального статуса такова:

С = П + Об,

где Об — обязанности,

П — права.

Социальную роль невозможно сыграть без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и наличие социальных норм, фиксирующих круг требований к этой роли. А стержнем, объединяющим нормы и ожидания, выступают действия. Следовательно, формула содержания социальной роли такова:

Р = Д + Н + Ож, где Ож — ожидания,

  • — действия,
    • — нормы.

Таким образом, содержание роли составляют следующие элементы:

x социальные действия;

x социальные нормы;

x социальные ожидания.

Наша культура навязывает нам представление о том, как должен вести себя «хороший», или «примерный», шеф фирмы, учитель, «образцовая» мать либо тренер. Например, представление о «хорошем» отце связано с понятиями крепкой сердечной привязанности, родительской заботы и поддержки.

Ролевые ожидания. Роли отличаются от других вариантов состояния и поведения человека — таких, например, как «веселый» и «грустный», «интроверт» и «экстраверт», — главным образом тем, что они вырабатываются в ходе человеческой истории как некие обобщенные модели исполнения социальных функций, требуемые образцы поведения человека.

Соответственно, возникают и некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. Данные представления именуются в социологическом языке «экспектациями» — ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих.

Именно поэтому о человеке «в роли» всегда есть возможность говорить как о хорошем или плохом родителе, руководителе, программисте или бизнесмене. При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории.

Последовательное выполнение ряда ролей — «послушного ребенка», «успешного школьника», «хорошего студента» или «рабочего» — есть условие перехода во взрослый мир, освоения профессий, достижения успехов в жизни.

Итак, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку или раскинул книжный лоток.

Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Но ученики точно знают, какое поведение должно соответствовать статусу учителя.

Не только окружающие ожидают от исполнителя данной роли определенного поведения, но и сам индивид ожидает одобрения или порицания за правильное или неправильное выполнение своей роли. Подчиненный трудится лучше, когда получает одобрение начальни-ка. Одобрение — это признание правильного исполнения роли. Под-чиненный постоянно ожидает оценки своих действий.

И когда он не получает, в душу закрадывается тревожное ощущение того, что здесь что-то не так. Предчувствие и ожидание, особенно длительные, разрушающе действуют на человеческую психику. Иногда плохая весть предпочтительнее безвестности.

Ожидания не только «пригибают к земле», но и поднимают ввысь. Мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами. Мы совершаем различные действия лучше и с бульшим энтузиазмом, если знаем, что от нас люди ожидают рекордов, героических поступков, проявления мастерства или великодушия.

Ожидания могут фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами, если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания).

Ролевые ожидания включают два элемента: действие и качество. От учителя ожидается не только чтение лекций, проверка домашних заданий и проведение экзаменов, но еще и проявление таких качеств, как объективность, компетентность, честность, ответственность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)