Следы транспортных средств

В процессе раскрытия некоторых преступлений участковому уполномоченному полиции необходимо устанавливать транспортные средства, которыми пользовались преступники. Чаще всего такая необходимость возникает по делам об автодорожных происшествиях, а также в тех случаях, когда преступники использовали транспорт для перевозки похищенного или разрушали преграду (вырывание запоров гаражных дверей).

Участковому уполномоченному полиции необходимо помнить, что трасологией при изучении следов транспортных средств уделяется внимание не только установлению автомобиля по следам, оставленным его ходовой частью, но рассматриваются и другие следы автомобиля. Это следы буфера, кузова, облицовки радиатора.

Установление искомого транспорта может быть и по его частям, найденным при осмотре места происшествия (осколки стекол, фар, части от кузова и т.д.). Изучение этих следов позволит участковому уполномоченному полиции установить, какой вид, тип транспорта использовался.

Следы транспортных средств по характеру изменений следовоспринимающего объекта подразделяют на объемные и поверхностные. По механизму образования – на статические и динамические.

Объемные следы возникают на мягком грунте за счет вдавливания рельефных элементов поверхности шин; поверхностные – на твердом грунте в виде отпечатков загрязненной, смоченной или окрашенной поверхности шин. Динамические следы возникают в результате торможения автотранспорта или в результате скольжения полозьев гужевого транспорта (сани).

Участковый уполномоченный полиции может прийти к выводу о принадлежности автомобиля, участвовавшего в преступлении, к определенному типу (грузовой, легковой и т.д.) и к определенной модели, основываясь на изучении всей совокупности общих признаков:

  • число и расположение следов;
  • ширина колеи;
  • ширина профиля шины;
  • строение рисунка следа протектора;
  • посадочный диаметр шины.

Число и расположение следов при осмотре места происшествия часто бывает трудно установить, т.к. при движении автомобиля по прямой следы передних колес разрушаются задними колесами. При повороте автомобиля на дороге отображаются следы всех колес автомобиля и поэтому при осмотре места, происшествиянельзя ограничиваться осмотром следов непосредственно около места происшествия.

Ширина колеи – расстояние между серединами дорожек колес, находящихся на одной оси. Если колеса парные, то измеряется расстояние между серединами промежутков дорожек колес.В случае использования вышеуказанной информации у участкового уполномоченного полиции появляется возможным совершенно исключить многие марки машин и определить те модели автомашин, которые по числу и расположению колес, ширине колеи соответствуют проверенным данным.

Кроме рисунка протектора для точного установления некоторых моделей шин по следу необходимо знать размеры шин: ширину обнаруженного следа протектора и длину окружности шины. В следах, оставленных шинами автомобиля на дороге, наряду с общими признаками участковому уполномоченному полиции необходимо устанавливать частные признаки, при помощи которых можно отождествить конкретный автомобиль.

О скорости движения транспорта в отдельных случаях можно судить по длине тормозного пути. Таким образом, видно, что следы транспортных средств, как и другие следы, могут и должны быть использованы участковыми уполномоченными полиции для раскрытия преступления.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)